Лёвшино (деревня)

Лёвшино — исчезнувшая деревня на левом берегу р. Кама, в устье р. Чусовая; сейчас на территории современной Перми, в акватории Камского водохранилища. Включено в состав Перми в 1940 году, в 1954 году затоплено. Селение и название перенесено вверх по берегу водохранилища, сейчас это микрорайон Лёвшино.

История

В середине XVII века на левом берегу р. Кама, в устье р. Чусовая, поселился перевозчик Андрейка Лёвша. Он стал заниматься перевозом через реку, по его имени и место получило название Лёвшинский перевоз.

С начала 18 века р. Чусовая стала важной транзитной артерией. По ней с 1702 г. сплавляли значительное количество металла, а также руду, железо и каменный уголь. В 1970 году в газете «Вечерняя Пермь» Александр Шарц (Шарцев) писал: "«В 1702 году у поселения из трех домиков остановился первый в истории уральской промышленности караван с железом, пушками, мортирами и воинским снаряжением, изготовленным на Каменском заводе» В устье реки, у Лёвшина перевоза, происходила переформировка караванов. Перевоз позднее получил название «Лёвшино». Во время навигации в Лёвшино трудилось на перегрузке караванов и грузов около 3,5 тыс. человек. В селении имелись: православная церковь, церковная школа, чайная столовая, 4 торговые лавки, 3 пивные лавки и ночлежный дом на 73 человека. Домов было: обычных крестьянских — 43, дач — 35 и отдельно стоящих торговых и др. зданий на складах пристани — 15. Постоянных жителей в селе числилось 1340 человек.

В 1878 году через Левшино прошла первая на Урале Горнозаводская железная дорога.

В 1893 году заложена, в 1895 г. освещена, православная Петро-Павловская церковь, возведённая по проекту архитектора А. Б. Турчевича (на ул. Старой). В Лёвшино было ещё две часовни: деревянная, в честь пророка Илии (недалеко от церкви), и другая, в честь иконы Иверской Божией матери, на железнодорожной станции.

В 1903 г. построена возле храма церковно-приходская школа; в ней ежегодно обучалось 90-129 детей.

В 1918 году Лёвшинское и Васильевское сельские общества выделились из Краснослудской волости в самостоятельную Лёвшинскую волость.

В том же году Михаил Романов, родной брат российского императора Николая II, и его секретарь Николай Жонсон под конвоем доставлены в Пермь и в ночь на 13 июня были похищены сотрудниками пермской ЧК и милиции из гостиницы «Королевские номера», вывезены в направлении Левшино и расстреляны недалеко от города.

в 1919 г. сгорела Камская флотилия, пристань.

В 1920-е гг. на железнодорожной станции открылся Клуб им. грузчика Наймушина. Церковно-приходская школа превращена в единую трудовую школу первой ступени. Закрылись старые производства, и село опустело.

В 1930-е гг. начались изыскательские работ на строительстве Камской ГЭС.

В 1934 г. построен лесозавод.

В 1935 году около Банной горы построили деревообрабатывающий завод; оба предприятия позднее объединены в Лёвшинский лесокомбинат, на баз которого в 1948 г. создан Пермский домостроительный комбинат (ул. Дачная, 10).

В 1938 г., в связи с подготовкой Всесоюзной переписи населения, были упорядочены нумерация домов и список названий улиц по всему Лёвшинскому поселковому совету. В старой части Лёвшино готовились к сносу домов, проводилась их инвентаризация, оценивались жилые строения.

В 1940 г., на момент организации Орджоникидзевского района, пос. Лёвшино как самостоятельная единица ликвидирован, и включен в городскую черту.

В 1954 году сильно поднимается уровень воды в связи со строительством Камской ГЭС, и Лёвшино переносят на новое место, получившее название Новое Лёвшино. Краевед Виктор Семянников отметил, что были переносены все административно-хозяйственные постройки (пристань, железнодорожный вокзал, пристанционная ветка со всеми путевыми строениями), а также участок железной дороги между станциями Кислотный и Лёвшино.

Известные жители

В Лёвшино до Великой Отечественной войны работал Александр Павлович Лянгасов (1924—1943) — гвардии младший лейтенант Рабоче-крестьянской Красной Армии, Герой Советского Союза (1944).