Диола (народ)

Диола (джола, йола) — народ, населяющий Атлантическое побережье Южного Сенегала , Гамбии и португальской Гвинее-Бисау между реками Гамбия и Кашеу. Общая численность населения составляет более 532 тыс. человек. Язык диола относится к атлантическим западным языкам нигеро-кордофанской семьи, имеет разнообразие диалектов, таких как бандьял, блисс, булуф, комбо, фони, хоер, эсулау, фулуп, хулон, хулуф, каса и др. Племена Диола: фелуп (хулуф, карон), байот, дийват, фильхам, или фулун, фони, родственное племя манджак и др. Большинство членов народа диола — мусульмане-сунниты, часть сохраняет древние традиционные верования, есть небольшие группы христиан.

История

Изначально народ диола занимал побережье Атлантического океана от Зелёного мыса до реки Казаманс. Народ диола полагает, что они предшествовали народам манде и фульбе и проживали вдоль побережья Атлантического океана на территории Сенегамбии, но мигрировали в Казаманс ещё до XIII в. Появление раннеполитических образований приходится на XIV—XV вв., при этом существовала зависимость от государства Мали.

Общество

В отличие от других народов, проживающих на территории Сенегамбии, народ диола не является иерархическим. Таким образом, у него нет таких систем социальных образований, как рабы, дворяне, рабочие и т. д. Хотя происхождение диола ещё неизвестно, все же учёные установили, опираясь как на устные, так и на письменные источники, что этот народ является самым древним жителем Гамбии и одним из коренных народов области Сенегамбии. Сельская община составляет основу социальной организации, большие семьи, составляющее роды, возглавлялись вождями. Каждая такая община в основном достаточно крупная, чтобы иметь собственное название и независимость.

Как большинство местных этнических групп района Сенегамбии, диола не вели масштабную политику, развитую не более уровня деревни по сравнению с мигрировавшими группами. Но это не значит, что они не развили сложную политическую систему. Эгалитарная природа их обществ (достаточно редкое явление в обществе в целом), ограниченная деревенской средой, позволила из создать политическую систему, основанную на всеобщем самосознании, которое в свою очередь было достигнуто благодаря обрядам инициирования. Можно сказать, что достигнутый политический успех в деревне являлся своего рода социализмом и был тесно связан с религиозной верой в Бэкина, так же является следствием соблюдения четких правил администрирования и наказаний.

Культура

Хозяйство

Хотя у диола очень разнообразна традиционная хозяйственная деятельность, как например, ловля рыбы, выращивание арахиса, изготовление пальмового вина и пальмового масла, их основное занятие — рисовое культивирование, тесно связанное с их религией. Знание орошаемого рисопроизводства у них было ещё задолго до приезда европейцев в эту область. Выращивание риса главным образом забота женщин. Мужчины же заняты выращиванием проса, манго, арахиса, сорго, папайи и других культур. Диола отличные животноводы. Помимо развода домашнего скота (свиней, коров, коз, овец, кур, уток), отлично развито морское рыболовство и отходничество на арахисовые плантации в Гамбию. Часть населения диола занята в торговле. Хорошо развито ремесло. Например, по сей день используются старинные традиции плетения корзин, изготовления посуды и строительство домов.

Быт

Жилища прямоугольной формы, стены которых сплетены из тростника и лозы, обмазаны глиной, часто разукрашены. Традиционно одеждой людей народа диола являлись обёрнутый вокруг пояса кусок ткани, а также широкие рубахи. Основная пища состоит из разнообразных похлебок и каш, рыбы и овощей.

Религия

Диола — последний народ в Сенегамбии, который принял ислам. Но, несмотря на это, они все ещё чтут и проводят важнейшие ритуалы их предков. У диола есть понятие о едином Боге, которого они связывают с природными явлениями, такими как небо, дождь и год. Они зовут этого бога Эмит, или Ата Эмит. Буквально это значит «Тот кому принадлежит вселенная» или «Основной владелец вселенной». Как в любой другой религии, диола имеют свои талисманы, святые места, где они общаются с богом (но не поклоняются). Народ диола верит, что эти сверхъестественные духи могут защитить их семьи, деревни, рисовые поля. Верили также, что они смогут защитить их от перехода в ислам или христианство. Эти духи диола называют Бэкин, или Энирти. С первого взгляда можно подумать, что диола не имеют Бога и верят исключительно в могущество духов, так как они совершают жертвоприношения Бэкину. Но человек диола очень четко определяет грань между Ата Эмитом и Бэкином. Ещё задолго до прихода к ним ислама и христианства, Диола особо внимательны были к соблюдению всех правил похоронной церемонии. Они верят, что только через церемонию, выполненную с великим уважением к усопшему и строгим соблюдением обрядов, его душа сможет выполнить своё последние предназначение, присоединится к своим предкам; нужно жить хорошей жизнью. Душа человека, жившего плохой жизнью, после смерти в наказание становится изгнанным духом, обреченным на вечные страдания. Изгнанные души касса (подгруппа народа диола) называют халова — блуждающие духи.

Развиты музыкальный фольклор, прикладное искусство и исторический эпос.