Маясова, Наталия Андреевна

Наталия Андреевна Маясова (1 мая 1919 года, дер. Плотихино — 9 июля 2005 года, Москва) — российский искусствовед, известный специалист в области древнерусского лицевого шитья, создатель научной школы, автор многочисленных научных трудов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, почетный член ИКОМ, старейший музейный деятель России, президентский пенсионер. Награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».

Биография

Родилась 1 мая 1919 года в деревне Плотихино (бывшем имении родителей) Константиновского района Московской области. В 1925 году семья переехала в г.Загорск (ныне Сергиев Посад), мать, школьная учительница К.И.Маясова, одна поднимала детей - отец, Андрей Николаевич Маясов, бывший офицер русской армии, был репрессирован и умер в ГУЛАГе, в лагере на р.Зея. Наталия Андреевна поступила на археологический факультет Института философии, литературы и истории им.Н.Г.Чернышевского (ИФЛИ), но война прервала обучение, и в 1943 году Маясова закончила исторический факультет МГУ, в структуру которого вошёл ИФЛИ.

Загорский музей

В марте 1945 года начала работать в Загорском музее, находившемся в то время на территории Троице-Сергиевой лавры. Среди её наставников были видные учёные и сотрудники музея: Н.А.Демина, В.Н.Лазарев, М.В.Алпатов, М.А.Ильин, Н.Н.Воронин. В 1948 году Маясова поступила в аспирантуру Государственного Исторического музея на кафедру истории материальной культуры, взяв тему "История древнерусского лицевого шитья". Первая научная работа опубликована в 1953 году. В 1952 году Маясова стала заместителем директора по научной работе Загорского музея. Умело организовав исследовательскую, экспедиционную и выставочную деятельность, она превратила музей, бывший рядовым областным учреждением, в научный центр по исследованию лицевого шитья, быстро выдвинувшийся в ряды знаменитых музеев мира. При активном участии Маясовой возобновилась издательская деятельность, стали постоянно выходить "Сообщения" музея. Она привлекала на работу молодых перспективных сотрудников, постоянно ездила в командировки и экспедиции, выискивая произведения древнерусского искусства, которым грозило уничтожение в ходе широкой кампании по закрытию церквей, проводившейся в 1960-е годы при Н.С.Хрущеве. В 1950-е была избрана депутатом городского совета. В Загорске она вышла замуж за И.В.Трофимова, блистательного молодого архитектора, под руководством и при непосредственном участии которого была реставрирована Троице-Сергиева лавра. В 1951-1953 гг. Наталия Андреевна принимала участие в составлении и редактировании книги И.В.Трофимова о реставрации Троице-Сергиевой Лавры; позже редактировала каталог персональной выставки художника В.П.Трофимова, принимавшего видное участие в реконструкции архитектурных памятников лавры.

Музеи Московского Кремля

С 1962 года работала в Музеях Московского Кремля, была хранителем Благовещенского собора. Возглавляла комиссию по научной каталогизации музея. В 1971 году защитила кандидатскую диссертацию «Древнерусское лицевое шитье XVI века». С 1972 по 1979 годы была заместителем директора по научной работе, продолжая заниматься изучением древнерусского лицевого шитья. При этом Н. А. Маясова досконально изучила архитектуру многих соборов Кремля, коллекции и историю произведений; так, в фундаментальном труде о Благовещенском соборе, вышедшем к 500-летию этого памятника, она написала большой раздел о золотых вратах, рукописных книгах, ювелирном искусстве и т. д. В Музеях Кремля Маясова вела большую организационную работу: возглавила комиссию по научной каталогизации коллекций, вплотную занялась издательской деятельностью, архитектурной реставрацией, участвовала в написании плана новой экспозиции Оружейной палаты. Некогда закрытый музей-хранилище превратился в крупный научный центр, начали проводиться выставки в России и за рубежом, симпозиумы, сессии, конференции. Музей «Московский Кремль» был включен в систему особо ценных памятников мировой культуры ЮНЕСКО, и в этом есть вклад Н. А. Маясовой. С 1979 года Н. А. Маясова работала в научно-издательском отделе музея, была бессменным редактором сборника «Материалы и исследования», участвовала в становлении других сборников, посвященных древнерусскому искусству. Наталия Андреевна воспитала много учеников — исследователей древнерусского искусства в различных областях Т. Н. Манушину, Н. А. Хлебникову, Л. А. Лихачеву, В. Н. Соломину, О. М. Власову, Г. О. Иванову, реставраторов шитья нового поколения.

Основные сочинения

  • Двойной покров XVI века. - Сообщения Загорского государственного историко-художественногомузея-заповедника. Загорск, 1958. Вып.2. С.25-30.
  • Два произведения художественного шитья XVII века. - Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып.2. С.39-42.
  • Мастерская художественного шитья князей Старицких. - Сообщения Загорского историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С.41-64.
  • О датировке древней копии "Троицы" Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора. - Сообщения Загорского историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып.3. С. 170-174.
  • Литературный образ Ксении Годуновой и приписываемые ей произведения шитья. - ТОДРЛ. 1966. Т.22. С.294-310.
  • Художественное шитье. - Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968. С.112-139.
  • Лицевое шитье - его особенности и методика изучения. - Состояние и задачи изучения древнерусского искусства: Тезисы научной конференции (12 нояб.1968 г.) М., 1968. С. 15-17.
  • Памятник московского золотного шитья XV века. - Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С.488-493.
  • Древнерусское шитье. М., 1971.
  • Древнерусское лицевое шитье XVI века. Автореф. дис... канд. искусствоведения. М., 1971.
  • Древнерусское лицевое шитье XVI века. Дис... канд. искусствоведения. М., 1971.
  • Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья. - Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля. М., 1973. 1. С.111-131.
  • Три шитых покрова XVI века в собрании Музеев Кремля. - Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля. М., 1973. 1. С.132-147.
  • Кремлёвские "светлицы" при Ирине Годуновой. - Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля. М., 1976. 2. С.39-61.
  • Древнерусская живопись иглой. М., 1979.
  • Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV века. - Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства. Материалы и исслед. Гос. Музеи Моск. Кремля. М., 1980. 3. С.56-75.
  • Два произведения лицевого шитья боярских мастерских XVI века. - ПКНО. 1981. Л., 1983. С.352-361.
  • "Светлица" в доме боярина Дмитрия Ивановича Годунова. - Произведения русского и зарубежного искусства XVI - начала XVIII века. М., 1984. С.32-56. Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля. 4.
  • Памятники средневекового лицевого шитья из собрания Успенского собора. - Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исслед. М., 1985. С.189-214.
  • Об одном редком изображении в шитье XV века. - ПКНО. 1984. Л., 1986. с.409-419.
  • Светлица новгородской боярыни в Москве. - ПКНО. 1985. М.
  • Памятник шитья с именем Геннадия. - Новые атрибуции. М., 1987. С.29-36 . Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля; 5
  • Древнерусское лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского монастыря. - Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С.203-224.
  • Русское художественное шитье XIV - начала XVIII века: Каталог выставки (Авт. вступ. ст. и сост. Н. А. Маясова и И. И. Вишневская). М., 1989. С.9-80.
  • В соавторстве с: И. Я. Качалова, Л. А. Щенникова. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990. С.81-97.
  • Две шитые хоругви XVI в. из Соловецкого монастыря. - ПКНО. 1989. Л., 1990. С.312-322.
  • К вопросу о южно-славянских связях в русском лицевом шитье XV-XVI веков. - Проблемы русской средневековой культуры. М., 1990. С. 87-100. (Материалы и исслед. Гос. музеи Моск. Кремля; 7).
  • Памятники греческого лицевого шитья в собрании Государственных музеев Московского Кремля. - Резюме сообщения XVIII Международного конгресса византинистов (Москва, 8-15 августа 1991 г.). М., 1991, 2. С.702-703.
  • Произведения средневекового молдо-влахийского шитья в собрании Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". - Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С.257-276.
  • К истории изучения древнерусского лицевого шитья. - Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С.5-13 (Материалы и исслед. Гос. историко-культ. музей-заповедник "Московский Кремль"; 10).
  • Древнейший покров митрополита Ионы. - Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С.26-38 (Материалы и исслед. Гос. историко-культ. музей-заповедник "Московский Кремль"; 10).
  • Вновь обретенный шедевр. - Древнерусское художественное шитье. М., 1995. С.39-52 (Материалы и исслед. Гос. историко-культ. музей-заповедник "Московский Кремль"; 10).
  • Одна из последних древнерусских светлиц. - ПКНО. 1994. М., 1996. С.388-398.
  • Шитое изображение князя Михаила Черниговского. - ПКНО. 1991. М., 1997. С.286-295.
  • Образ преподобного Сергия Радонежского в древнерусском шитье (к вопросу об иконографии). - Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Руси XIV-XV веков. М., 1997.
  • Древнерусское лицевое шитье. Каталог. - М., "Красная площадь", 2004. 496 с.