Краткие встречи на долгой войне

«Краткие встречи на долгой войне» — советский фильм 1975 года снятый на киностудии «Таджикфильм».

Сюжет

Фильм-воспоминание о ставшей для Рустама смыслом всей жизни юношеской любви к Гульшод.

Поэт Рустам, уже после войны, сочиняя стихи, вспоминает своё детство в далёком горном ауле, школу, любовь к соседской девочке Гульшод. Как Гульшод впервые увидев самолёт пришла в восторг и заболела небом. Но началась Великая Отечественная война, его призвали на фронт и он о ничего не знал о Гульшод. Рустам стал военным корреспондентом, и случайно встретил на фронте Гульшод — ставшую лётчиком-истребителем. Потом им предстоит встретиться только раз — во время короткой стоянки санитарного поезда, в котором уезжал в тыл раненый Рустам. Он искал её, и уже после войны узнал, что Гульшод погибла совершив воздушный таран.

В ролях

В главных ролях:

  • Тамара Шакирова — Гульшод
  • Акиф Магеррамов — Рустам
  • Галиб Исламов — Умар
  • Виктор Павлов — Баранцев

В остальных ролях:

  • Галя Нуртынова — Гульшод в детстве
  • Бахром Али-заде — Рустам в детстве
  • Костя Бегизов — Умар в детстве
  • Абдульхайр Касымов — отец Умара

Фильм дублирован на русский язык на Киностудии им. М. Горького, режиссёр дубляжа Виталий Войтецкий.

О фильме

Если обычно экранизируется литературное произведение, то в это случае «очень интересный момент превращения, случай обратный» — после создания сценария со-сценарист таджикский поэт Мирсаид Миршакар превратил сценарий-киноповесть в лирическую поэму «Страницы любви».

Отмечалось, что в съёмках фильма помогли кинематографисты Ленинграда, оператор фильма с «Ленфильма» Владимир Ильин через пять лет снимет известных «Торпедоносцев».

Реальная основа

В журнале «Памир» за 1976 год в обзоре поэмы М. Мишкара указывалось, что летчица Гульшод — «лицо реальное, образ, имеющий свою документальную предисторию». Однако, образ героини скорее всего — легендарный. Известна только одна лётчица из Таджикистана — Алмасарида Смагина, но она не принимала участие в боях. Хотя в 1970-е появилась информация о некой героической таджикской лётчице Айгуль Мамаджановой, попытки установить реальность этого лица предпринимались уже тогда, но безрезультатно. Несмотря на отсутствие фактов в ряде современных таджикских источников сведения о ней даются как о реально существовавшем лице: «совершила 93 боевых вылета, была награждена орденом Ленина», при этом из года в год описание достижений растёт (то лётчик-штурмовик, то лётчик-истребитель, несмотря на гибель стрелка сбившая два вражеских истребителя и посадившая самолёт при заклинившем руле высоты, и т. п.).

Критика

В одном из опросов зрителей фильм был назван слабым (оценка «3»), отмечалось, что тема фильма не разработана: «любви героев ничего не препятствует, даже война. Проблемы и переживания мелки и оставляют аудиторию равнодушной». При этом признаётся, что фильм «внёс свой аспект образа войны, каким он явился в сознании таджикского народа» и фильм является важным в кинематографии Таджикской ССР, которая «не могла не сказать своего слова о войне».