Анан бен Давид

28.02.2021

Анан бен Давид (др.-евр. ענן בן דוד‎; 715 — 795) — иудейский богослов VIII века, сыгравший решающую роль в формировании религии караимов. Его последователи не признают раввинистический иудаизм и не считают обязательными к исполнению устный закон (Мишну).

Биография

Анан бен Давид жил в городе Багдаде, где в период после арабских завоеваний распространялось множество сект и религиозных течений. В их числе были и иудейские секты — исавиты (последователи Абу Исы признавшие Мухаммада пророком), юдганиты (последователи Юдгана, ученика Абу Исы, вели аскетический образ жизни, отказывались от мяса, верили в мистическое, а не буквальное толкование Торы), шадганиты, малакиты, мишаваиты (последователи Абу Имран аль Тифлиси).

В 767 году Анан бен Давид попадает в тюрьму по обвинению в неповиновении халифу. В тюрьме он знакомится с исламским богословом Абу-Ханифой, который посоветовал ему излагать основы Торы — в противовес раввинистическому учению — как новое течение или секту. Присутствовавший на суде халиф Абу Джафар аль-Мансур помиловал Анана.

Учение и труды

Основное произведение Анана бен Давида «Сефер га-мицвот» («Sefer ha-Mizwot»; Книга Заповедей) было опубликовано в 770 году н. э. В книге собрано множество идей осуждения раввинистического учения. Считается что многие идеи взяты из старых учений садукеев и ессеев.

Абу Ханифа считал что некоторые части Корана следует понимать не буквально, а символически. Эти идеи можно увидеть и в работе Анан бен Давида, не смотря на то что подобный подход используется и в Талмуде. Так, например, запрет на пахоту в Шаббат, Анан трактовал как запрет на супружескую близость в Шаббат. Также у мусульман Анан бен Давид позаимствовал идею о переселении души. Анан верил, что пока народ Израиля находится в изгнании, еврею запрещено есть любую плоть животных. Как следствие, в ананизме в противовес Талмуду, еврею запрещено убивать любое божье творение (животных). Поэтому забой животных может осуществлять только высокодуховный человек по особому обряду. Также в Шабат евреям разешено покидать жилище только ради молитвы или крайней необходимости.

Анан бен Давид отвергал Талмуд, Каббалу и иные устные предписания, опираясь в вопросах вероучения лишь на Танах. Последователем учения Анана был Беньямин бен Моше Нахавенди, выдающийся учёный первой половины IX века.