Артаксеркс, Аман и Эсфирь

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (нидерл. Ahasveros en Haman aan het feestmaal van Esther ) — картина, написанная в 1660 году Рембрандтом. В настоящее время находится в ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Вероятно, что Рембрандта на создание картины вдохновила пьеса «Эстер», поставленная в Амстердаме в 1659 году и посвящённая первой жене богатого купца Я. Хинлопена — Леоноре Хёйдекопер (Leonore Huydecoper; 1631—1663).

Сюжет

На картине изображено событие, описанное в Книге Есфирь, Есф. 7. Иудейка Эсфирь, жена персидского царя Артаксеркса (евр. Ахашверош), уговорила царя прийти с царедворцем Аманом, врагом иудеев, на приготовленный ей пир:

1 И пришел царь с Аманом пировать у Есфири царицы.

2 И сказал царь Есфири также и в этот второй день во время пира: какое желание твое, царица Есфирь? оно будет удовлетворено; и какая просьба твоя? хотя бы до полуцарства, она будет исполнена.

3 И отвечала царица Есфирь и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей!

4 Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя.

5 И отвечал царь Артаксеркс и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?

6 И сказала Есфирь: враг и неприятель — этот злобный Аман! И Аман затрепетал пред царем и царицею.

Описание

Композиционно три персонажа картины разделены на две группы. В правой части полотна расположены сидящие рядом Артаксеркс (евр. Ахашверош) и пышно одетая Эсфирь, они выделены светом. Слева далеко от супругов в тени — Аман.

На картине изображён самый кульминационный момент драмы. Эсфирь только что закончила свою речь и даже не успела опустить руки. Артаксеркс сомкнул губы и решительно сжал скипетр, сейчас он встанет и в гневе уйдет. Аман уже понял, что обречён и, сгорбившись, опустил глаза.

На золотом блюде художник разместил ближе к Аману яблоко, а перед Артаксерксом и Эсфирью по грозди винограда. Яблоко может быть интерпретировано как символ греха, а виноград — как символ жизни и плодородия.

Реставрации

Картина пострадала при пожаре в XVIII веке, с тех пор красочный слой её постоянно разрушался, поэтому она четыре раза подвергалась глубокой реставрации с переводом на новый холст (в 1819, 1900 и дважды в советское время — первый раз её проводили В. Н. Яковлев и П. Д. Корин, последний — С. С. Чураков).

Судьба картины

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — одна из немногих картин Рембрандта, у которой полностью известен провенанс. Точно известно, что в 1662 году она находилась в коллекции Я. Хинлопена в Амстердаме, затем у его дочери С. Хинлопен. Потом она перешла к родственнику мужа С. Хинлопен, Н. Гелфинк, а от него к Г. Хуту из Гааги. После смерти Хута в 1760 году картина была продана на аукционе и попала в собрание И. Э. Гоцковского. В 1764 году Екатерина II приняла коллекцию Гоцковского в зачёт его долга, и картина была размещена в основанном вскоре Эрмитаже. В 1862 году она была передана в Румянцевский музей, откуда и поступила в 1924 году в ГМИИ имени А. С. Пушкина.