Портер, Майкл Юджин

Майкл Юджин Портер (англ. Michael Eugene Porter; род. 23 мая 1947, Мичиган) — американский экономист, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса (англ. Harvard Business School), признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. Разработал теорию конкурентных преимуществ стран.

Биография

Майкл Портер родился в 1947 в штате Мичиган в семье армейского офицера. Окончил Принстонский университет, затем получил степени магистра бизнес-администрирования и доктора философии в Гарвардском университете, причём каждый этап обучения завершал с отличием. С 1973 работает в Harvard Business School (являлся самым молодым профессором за всю историю этого колледжа). Провёл огромную исследовательскую работу по изучению свыше 100 отраслей в разных странах.

Профессиональные награды, премии:

  • Трижды получал награду McKinsey за свои статьи.
  • Награда George R. Terry Book (Академия менеджмента) за «конкурентное преимущество как выдающийся вклад в развитие менеджмента».
  • Премия Адама Смита (Национальная ассоциация промышленных экономистов).
  • Семь почётных докторских степеней.

Консультирование компаний и государственных структур

Майкл Портер является одним из ведущих специалистов в области изучения природы конкуренции. За свою карьеру Портер выступал бизнес-консультантом известных во всём мире компаний, среди которых можно назвать, например, AT&T, DuPont, Royal Dutch Shell и Procter&Gamble, оказывал услуги правлениям директоров компаний Alpha-Beta Technologies, Parametric Technology Corp., R & B Falcon Corp и ThermoQuest Corp.

Портер также работал в качестве консультанта в правительстве. Он был назначен в президентскую комиссию по отраслевой конкурентоспособности президентом Рейганом, а также был приглашён губернатором Массачусетса Уильямом Уэлдом на пост председателя губернаторского совета по экономическому росту и технологиям. М. Портер консультировал правительства таких стран, как Индия, Новая Зеландия, Канада и Португалия, и в настоящее время является ведущим специалистом по развитию региональной стратегии для президентов стран Центральной Америки. В 1990-е годы консультировал правительство Южной Кореи.

В 2005 году Правительство России заказало М. Портеру провести исследование с целью анализа конкурентоспособности страны. По мнению экономиста, основная проблема России — однобокая сырьевая направленность и наличие массы вертикально интегрированных компаний. «Чтобы стать конкурентоспособными, ключевые корпорации не должны строиться на концепции национальной безопасности. Концепция национальных лидеров умерла вместе с General Motors — в неё никто не верит. Сердце экономики — небольшие мобильные компании».

Профессор Портер выступил в роли новатора в деле оживления экономики старой внутренней части городов Америки. М. Портер является основателем и председателем некоммерческой организации Инициатива конкурентоспособной внутренней части города (англ. Initiative for a Competitive Inner City) (США), которая занимается поиском путей ускорения развития и роста старой центральной части города, основанных на бизнесе, и предлагает новый подход к её экономическому развитию.

Научные взгляды

Портер, как популяризатор понятия экономического кластера, показал, что конкурентоспособность компании, во многом, определяется конкурентоспособностью её экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий (общего ресурса) и конкуренции внутри кластера.

Портер предложил первую известную типологию конкурентных стратегий (базовые стратегии конкуренции).

Портер разработал широко известную методику анализа конкурентоспособности для определения стратегии компании на основе исследования действий конкурентов и рынка в целом, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).

По мнению Майкла Портера, чем сильнее развита конкуренция на внутреннем рынке страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний из этой страны на международных рынках (и наоборот, ослабление конкуренции на национальном рынке приводит, как правило, к утрате конкурентных преимуществ).

Майкл Портер определяет устойчивое конкурентное преимущество как сочетание видов деятельности, которые сложно скопировать.

Он разработал модель 5-ти рыночных сил, которые включают существующих конкурентов, новых конкурентов за определенный промежуток времени, конкурентов, которые торгуют товарами-субститутами или предлагают услуги-заменители, поставщиков и потребителей.

Фундаментальная книга Портера The Competitive Advantage of Nations издавалась на русском языке под названием «Международная конкуренция».

Библиография

Монографии

  • Interbrand Choice, Strategy, and Bilateral Market Power (Harvard Economic Studies). — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976. — 254 p. — ISBN 0-674-45820-6.
  • Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. — New York: The Free Press, 1980 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 397 p. — ISBN 978-0-684-84148-9);
русск. пер.: Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина; — М. : «Альпина Паблишер», 2011. — 454 с. — ISBN 978-5-9614-1605-3.
  • Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. — New York: The Free Press, 1985 (2nd ed. — New York: Free Press, 1998. — 592 p. — ISBN 978-0-684-84146-5);
русск. пер.: Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. — М.: «Альпина Паблишер», 2008 (2-е изд. — 2008). — 720 с. — ISBN 978-5-9614-0760-0.
  • Competitive Advantage of Nations. — New York: Free Press, 1990 (2nd. ed. — New York: Free Press, 1998. — 896 p. — ISBN 978-0-684-84147-2);
русск. пер.: Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с. — ISBN 5-7133-0413-2.
  • On Competition. — Boston: Harvard Business School, 1998;
русск. пер.: Конкуренция. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2-е изд. — 2006. — 608 с. — ISBN 5-8459-0794-2.
  • Can Japan Compete? — Basic Books, 2000. — 208 p. — ISBN 0-465-05989-9;
русск. пер.: Портер М., Такеути Х., Сакакибара М. Японская экономическая модель. Может ли Япония конкурировать? — М.: «Альпина Паблишер», 2005. — 262 с. — ISBN 5-9614-0130-8.
  • Porter M. E., Elizabeth Olmsted Teisberg E. O. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results. — Boston: Harvard Business School Press, 2006. — 506 p. — ISBN 1-59139-778-2.

Сборники

  • Porter, M. E. (ed.) Competition in Global Industries. Boston: Harvard Business School Press, 1986.

Избранные статьи

  • Porter M. E. How Competitive Forces Shape Strategy // Harvard Business Review, March/April 1979.
  • Porter M. E. From Competitive Advantage to Corporate Strategy // Harvard Business Review, May/June 1987, pp 43-59.
  • Porter M. E. Towards a Dynamic Theory of Strategy // Strategic Management Journal, 1991, 12 (Winter Special Issue), pp. 95-117.
  • Porter M. E. What is Strategy // Harvard Business Review, Nov/Dec 1996.
  • McGahan A. M., Porter M. E. How Much Does Industry Matter, Really? // Strategic Management Journal, 1997, 18 (Summer Special Issue), pp. 15-30.
  • Porter M. E. Strategy and the Internet // Harvard Business Review, March 2001, pp. 62-78.
  • Porter M. E., Kramer M. R. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Review, December 2006, pp. 78-92.