Антипрогибиционизм

Антипрогибиционизм (лат. anti- + prohibition, «против» + «запрет») — отрицание целесообразности запретов, существующих в законодательстве, религии или общественной морали. Антипрогибиционистская риторика свойственна большинству леворадикальных движений (анархисты, хиппи), многим религиозным реформаторам и сектантам (христиане по отношению к иудейским заповедям, суфии по отношению к исламу, тантристы по отношению к индуизму), философам и писателям молодёжного направления.

В Европе деятельность антипрогибиционистов стала важным фактором общественного развития начиная с позднего Средневековья. За последние 400 лет европейская цивилизация пересмотрела и отбросила многие запреты, прежде казавшиеся незыблемыми (в частности, запрет переводить Библию на живые языки, запрет на вскрытие мертвых тел, гомосексуальность, на высшее образование для женщин, на предохранение от беременности, нерепродуктивные формы секса, и т. д.). Пожалуй, на сегодняшний день не осталось ни одного запрещающего закона, который не подвергся бы антипрогибиционистскому анализу: даже заповедь «Не убий» имеет многочисленные исключения, в том числе для людей, считающих себя верующими или относящих себя к христианской конфессии, когда речь идет об уничтожении живой силы противника в ходе военных действий, о миротворческих операциях, уничтожении террористов, смертных казнях, эвтаназии, необходимой самообороне или защите других людей и частной собственности (при использовании легального гражданского оружия).

Антипрогибиционизм в сфере наркотиков и наркоторговли

Антинаркотическое законодательство не привлекало внимания антипрогибиционистов до тех пор, пока к наркотикам не причислили коноплю. Никто не оспаривал запрета на морфий и кокаин, но за коноплю вступались многие, начиная с мэра Нью-Йорка Ла Гардии и баронессы Вутон и заканчивая молодыми радикалами 1990-х (см. Каннабис-Парад). Борьба за легализацию марихуаны привела к формированию нескольких десятков организаций, в идеологии которых этот тезис является одним из основных (см. Лига Легализации Конопли, «Свободные радикалы», Транснациональная Радикальная Партия, NORML, Ц.И.Р.Ц., «Зелёный Листок») и часто соседствует с требованием легализации (или декриминализации) оборота всех наркотических и психотропных веществ.

Антипрогибиционисты утверждают, что употребление конопли приносит гораздо меньше вреда, чем борьба с ним. Конопля менее вредна, чем легальные наркотики, алкогольные напитки и никотин; и, в любом случае, курильщик марихуаны вредит только самому себе, тогда как его уголовное преследование, выявление контрабанды и уничтожение посевов требуют огромных затрат и наносят ощутимый ущерб государственному бюджету. Эффективность запретительных мер невелика: «черный рынок» наркотиков существует, приносит сверхприбыли, и его боссы редко попадают за решетку. Вся тяжесть репрессий на практике ложится на рядовых потребителей, мелких торговцев и на тех, кто выращивает несколько кустов для личных нужд. Кроме того, человек, который покупает коноплю у наркоторговцев, имеет много шансов познакомиться с другими опьяняющими веществами, в том числе и с «тяжелыми наркотиками», вызывающими физическую зависимость.

К началу XXI в. «конопляный антипрогибиционизм» привел к легализации марихуаны в нескольких странах мира. Среди них: Нидерланды, Канада, Северная Корея, Чехия, некоторые штаты США, Испания и Португалия. Под его влиянием правительства многих государств Евросоюза также приняли меры по декриминализации употребления конопли и хранения малых доз. Кроме того, в большинстве развитых стран смягчены ограничения на выращивание безгашишных сортов конопли посевной и приняты меры для возрождения коноплеводства.