Айдын Эфенди

04.03.2021

Айдын Эфенди (26 ноября 1959 года — 20 августа 1996 года) (настоящее имя: Айдын Ниязи оглу Эфендиев) — азербайджанский поэт и математик, писавший свои стихи на русском языке. Несмотря на то, что Эфенди прожил короткую жизнь и оставил скромное творческое наследие (всего 2 сборника стихов) его поэзия стала важной частью литературы Азербайджана.

Биография

Он родился 27 ноября 1959 года. После окончания средней школы поступил в Бакинский государственный университет на механико-математический факультет, который окончил в 1981 году. Спустя 3 года защитил диссертацию. Часто командировался по СССР и за его пределы. Именно в 1981 году он стал писать стихи. Он стал учить японский язык, увлекся японской поэзией. На его поэзию повлияли такие авторы как Симадзаки Тосон, Такамура Котаро, Такахаси Синкити, а особенно большое влияние на него оказал Т. С. Элиот. В конце 80-х и начале 90-х годов он читал лекции в университетах Хельсинки, Тампере и Никосии. Он писал свои стихи и короткую прозу на русском языке. Со второй половины 80-х годов его стихи публиковались в республиканских газетах и журналах, литературно-художественном альманахе Бакинского Центра искусств, «Литературной газете». Первый сборник — «Отсутствие» вышел в 1996 году, незадолго до смерти автора. Айдын Эфенди умер в том же году, в возрасте 36 лет. Второй сборник «Сотвори себе остров» – вышла посмертно, в 2002 году.

Анализ творчества

«Литературный Азербайджан»:

У Айдына Эфенди – свой поэтический «голос», свои привнесения в поэтику стихосложения. Высокий интеллект, глубина мысли, философско-художественное постижение жизни, мировосприятие в ракурсе синтеза культур, стилевое новаторство, свободное изложение рифмованных и нерифмованных стихов, отличающихся энергетикой и ритмикой, символичность и ассоциативность мышления, обилие метафор, лексико-семантическая и семиотическая насыщенность, притяжение и магия поэтического изложения – характерные особенности, присущие поэзии Айдына Эфенди.

Друг Айдына, кинорежиссёр Азер Агаларов отмечал:

Айдын был настоящим, чистым поэтом, человеком души... Его поэзия — это одни сильные эмоции. Муки, страдания его просто не поддаются разуму. Он, кажется, взвалил на себя всю тяжесть бренного мира. Его израненная душа металась из стороны в сторону, не могла обрести покой.