К-21
К-21 — советская Краснознамённая крейсерская дизель-электрическая подводная лодка (ПЛ) времён Великой Отечественной войны, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская».
ПЛ участвовала в Великой Отечественной войне в составе Северного флота ВС Союза ССР. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.
История строительства
Лодка была заложена 10 декабря 1937 года в Ленинграде на Заводе № 194 имени А. Марти, спущена на воду 16 августа 1939 года. 3 февраля 1941 года вошла в состав Балтийского флота, затем по Беломорско-Балтийскому каналу перешла в Полярный, 17 сентября 1941 года зачислена в состав Северного флота ВМФ СССР.
История службы
В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim» (тоннаж 1774 брт).
Лунин атакует «Тирпиц»
Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Архангельск.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17». 5 июля в 16:33 гидроакустик Сметанин доложил командиру о приближающемся шуме винтов. Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», тяжёлых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер», и нескольких эсминцев.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. Подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Результат атаки командиров не наблюдался, акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Фактически атака оказалась неудачной вследствие пуска торпед с дистанции, превышающей дальность хода торпед, и даже не была зафиксирована противником. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» по-прежнему имеет сторонников.
Награды и достижения
23 октября 1942 года подводная лодка «К-21» была награждена орденом Красного Знамени.
Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова.
За время войны «К-21» было засчитано 17 потопленных фашистских транспортов и боевых кораблей, из которых в послевоенное время было подтверждено потопление на минах одного транспорта, одного боевого корабля (большой охотник за ПЛ), а также потопление артиллерией двух норвежских невооружённых рыболовецких мотоботов и повреждение ещё трёх мотоботов.
9 мая 1945 года лодка находилась в ремонте.
Послевоенная служба
С 6 по 14 апреля 1949 года лодка принимала участие в океанографической работе в районе архипелага Новая Земля.
После вывода из состава, около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть.
Весной 1981 года была поставлена в плавдок «ТПД-12» на заводе города Полярный для преобразования в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (четыре первых остались практически без изменений) поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске. Решение было принято в 1981 году. Музей открыт в 1983 году. В конце 1990-х годов был проведён ремонт лодки (подводная часть). В 2008—2009 годах проводится ремонт музея и обновление экспозиции.
В настоящее время Краснознамённая подводная лодка «К-21» является филиалом Военно-морского музея Северного флота.
Командиры
Командиры лодки:
- Потапов Л. С.
- Жуков А. А.
- Лунин Н. А.
- Арванов З. М.
- Богуш В. Н.
Другие наименования
- 9 июня 1949 года переименована в подводную лодку «Б-4»
- 20 июня 1956 года переформирована в подзарядовую станцию «ПЗС-51»
- 17 августа 1956 год переформирована в учебно-тренировочную станцию «УТС-5», .