Бармы

06.03.2021

Бармы — широкое оплечье или широкий воротник с нашитыми на него изображениями религиозного характера и драгоценными камнями, надеваемый поверх парадного платья; часть парадной княжеской одежды, а к концу XV века — великокняжеской, потом царская регалия.

Бармы древнерусский аналог византийского лора — детали парадного императорского облачения. Бармы из круглых металлических щитков-дробниц, скреплённых шнурами и украшенных драгоценными камнями и эмалями, появились в Византии, где входили в парадную одежду императоров. В древних описях царской Большой казны бармы названы и «диадимами».

Русские регалии

Бармы выполнялись в технике сюжетного и орнаментального шитья или в виде нашивных золотых дробниц с изображением Деисуса, святых, праздников, хранились в великокняжеской или царской казне.

В Россию, по преданию, их впервые прислал из Византии император Алексей I Комнин для Владимира Мономаха. Легенда о дарах византийского императора Константина IX, барме и шапке Мономаха, отражена в «Сказании о князьях владимирских» (XVI век), а также в рельефах и надписях (1551) на царском месте из Успенского собора Московского Кремля: «Откуда бе и како начаша ставити на великое княжество святыми бармами и царским венцом». В предании о присылке царского чина греческим императором Константином сказано:

«Ожерелье, сиречь Святыя Бармы, яже на плещу свою возлагаше».

Однако первое летописное упоминание о них встречается под 1216 годом и сообщает, что «облечье», шитое золотом, носится всеми князьями. Первое упоминание о «бармах» встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских бармах, наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в русских летописях за 1339, 1358, 1389 годы. Как коронационные регалии впервые упоминаются в 1498 году — их вместе с «венцом» (видимо, Шапкой Мономаха) возложили на князя Дмитрия Внука во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 году в Успенском соборе Московского Кремля.

В XVI—XVII веках были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определён порядок перенесения и возложения на государя бармы, венца, креста с животворящим древом, скипетра, державы, входящих в «Большой наряд», предназначенный для венчания на царство. С середины XVI века до начала XVIII века бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Перед венчанием на царство бармы выносили из хранилища царских одежд и регалий в Успенский собор и оставляли на золотом блюде в алтаре. На венчании после возложения на царя наперсного креста митрополит направлял в алтарь двух архимандритов и игумена за бармами, которые отдавали их епископам, подававших бармы митрополиту. После трёх поклонов и целования митрополит, ознаменовав бармами царя, возлагал их на него, благословляя крестом. После возложения барм следовало возложение венца.

Бармы Ивана Калиты и Ивана III не сохранились. В Оружейной палате Музеев Кремля хранятся бармы царя Алексея Михайловича, выполненные в 1662 году по его заказу в Царьграде: широкий круглый воротник белого шёлка, к которому крепятся семь золотых эмалевых медальонов: «Венчание Пресвятой Богородицы», «Обретение Креста святыми Константином и Еленой», «Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем имп. Юлиана», «Пение псалмов царём Давидом», «Сотворение мира», «Цари, апостлы, праведники», «Сошествие Святого Духа». Каждый медальон обрамлён широкой оправой, усыпанной драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, алмазами в золотых кастах и вставками с полихромной эмалью.

Древнейшие сохранившиеся бармы XII века были найдены крестьянами Ефимовыми в 1822 году под Старой Рязанью как клад. Кому они принадлежали — неизвестно. Хранятся в Оружейной палате.

Список

В Оружейной палате (по Солнцеву), по состоянию на середину XIX века, хранились:

  • Бармы греческого дела (царя Алексея Михайловича) — II половина XVII в., Стамбул. Выполнены в «Царьграде» по заказу царя. «Это круглый шелковый воротник, украшенный семью драгоценными медальонами. Центрами медальонов служат круглые золотые пластинки, на которых разноцветными эмалями, прозрачными и глухими, исполнены религиозные композиции».
  • Древние шитые бармы царя Михаила Фёдоровича. Ткань — атлас, XII в., Италия. Шитьё: 1629—1645, Россия.
  • Древние шитые бармы (вторые)
  • Древние золотые бармы Старорязанского клада
  • Бармы Алексея Михайловича

  • Бармы Михаила Фёдоровича

  • Древние шитые бармы (вторые)

  • Бармы (из Старой Рязани) - элемент