Потери авиации в гражданской войне в Сальвадоре

В статье приведены потери авиации во время гражданской войны в Сальвадоре, продолжавшейся с 1980 по 1992 год.

Наибольшая часть потерь приходится на военно-воздушные силы Сальвадора. Кроме того, в этот период были потеряны несколько самолётов и вертолётов армейской авиации и ВВС США.

Список составлен на основании сведений из открытых источников (печатных изданий и материалов сети Интернет) и очевидно, не полный. Тем не менее, при всех возможных ошибках и неточностях информация относительно авиационных потерь в ходе войны представляет значительный интерес.

ФНОФМ

В ходе гражданской войны Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти ограниченно использовал лёгкие транспортные самолёты гражданской авиации для перемещения оружия, медикаментов и иных военных грузов.

  • июнь 1980 — зарегистрированный в Панаме частный самолёт Aero Commander 560A (бортовой номер HP766) с грузом в 22 тысячи патронов совершил аварийную посадку на небольшом аэродроме в департаменте Сан-Мигель. Самолёт и груз были захвачены правительственными силами.
  • 25 января 1981 -— зарегистрированный в Коста-Рике лёгкий транспортный самолёт-нарушитель Piper PA-23 «Aztec» (бортовой номер TI-ALV) с грузом военного назначения для повстанцев был сбит в окрестностях поселения Сан Маркос Лемпа (департамент Усулутан) реактивным истребителем MD.450 «Ouragan» ВВС Сальвадора, пилот задержан.
  • 25 ноября 1989 -— в департаменте Усулутан разбился двухмоторный самолёт Cessna-310 с грузом оружия, погибли четверо находившихся на борту, правительственные войска захватили 24 шт. зенитных ракет SA-7 и 1 пусковую установку «Redeye», одно 73-мм безоткатное орудие и 24 миномётные мины.

Правительственные силы Сальвадора

Преимущества, которые предоставляло правительственным силам обладание и применение авиации ФНОФМ ощутил уже в начальный период войны, несмотря на относительную слабость ВВС Сальвадора (небольшое количество боевых машин и не слишком высокий уровень подготовки пилотов). Авиация вела авиаразведку, наносила штурмовые и бомбовые удары, повышала мобильность правительственных сил, обеспечивала их снабжение, пополнение и эвакуацию. В дальнейшем, в связи с интенсивными поставками авиатехники из США и обучением лётного состава ВВС Сальвадора в зоне Панамского канала (в "Межамериканской академии ВВС") мощь и эффективность действий авиации и аэромобильных войск стала стремительно расти. В связи с этим, в 1985 году ФНОФМ был вынужден отказаться от ведения боевых действий в составе крупных соединений (численностью до батальона) и перейти к войне силами мелких тактических групп (30-100 бойцов).

На протяжении всей войны ФНОФМ уделял большое внимание борьбе с авиацией. Основными способами являлся сосредоточенный огонь из стрелкового оружия по летящим воздушным целям и диверсии на авиабазах. В ходе войны были также отмечены попытки использовать против авиации имеющееся тяжёлое вооружение (случаи обстрела низколетящих вертолетов из РПГ-2, РПГ-7 и 90-мм безоткатного орудия). В 1988 году были отмечены случаи обстрела вертолетов изготовленными в подпольных мастерских винтовочными гранатами СС1 и С2.

Тактика борьбы с авиацией последовательно совершенствовалась (если в течение 1988 года огнём с земли были повреждены 47 летательных аппаратов, то в первом полугодии 1989 - уже 96), однако эффективность огня из стрелкового оружия по воздушным целям все-таки, оставалась не слишком высокой (так, 09.11.1984 в окрестностях Сучитото попадания из стрелкового оружия получили 12 вертолётов UH-1H, однако только три из них были сбиты и еще 4 получили повреждения, требовавшие ремонта).

Только на заключительном этапе войны, в 1989 году на вооружении ФНОФМ появилось некоторое количество переносных зенитно-ракетных комплексов. Первый случай их применения имел место 23 ноября 1990 года, однако к середине 1991 года, после потери двух самолётов (A-37B и AC-47) и вертолёта UH-1M командование было вынуждено ограничить применение авиации для перемещения и поддержки наземных войск, перейти на полёты на малых высотах, что сделало летательные аппараты более уязвимыми для огня из стрелкового оружия. К февралю 1991 года зенитные ракеты были использованы для уничтожения пяти летательных аппаратов.

1980

  • легкомоторный самолёт Piper PA-31 «Navajo» (купленный в 1980 году, зачисленный в ВВС и получивший бортовой номер FAES 1) 17 апреля 1980 года разбился в районе города Гватемала. Погибли экипаж самолёта и начальник генерального штаба, находившийся на борту в качестве пассажира.
  • 22 апреля 1980 года при неустановленных обстоятельствах разбился учебно-тренировочный самолёт Fouga СМ.170 Magister (серийный номер 18, бортовой номер FAS 503).

1981

  • есть упоминание о том, что в течение первой недели после начала всеобщего наступления при артобстреле аэродромов были уничтожены несколько вертолётов и самолётов.

1982

  • 27 января 1982 — диверсанты ФНОФМ проникли на авиабазу Илопанго, уничтожив подрывными зарядами семь вертолётов UH-1H, пять реактивных истребителей-бомбардировщиков MD.450 «Ураган» и три транспортных самолёта C-47, при взрыве еще 6 самолётов и вертолётов получили повреждения:
  • уничтожен истребитель-бомбардировщик MD.450 Ouragan (бортовой номер FAS 700)
  • уничтожен истребитель-бомбардировщик MD.450 Ouragan (бортовой номер FAS 703)
  • уничтожен истребитель-бомбардировщик MD.450 Ouragan (бортовой номер FAS 707)
  • уничтожен истребитель-бомбардировщик MD.450 Ouragan (бортовой номер FAS 711)
  • уничтожен истребитель-бомбардировщик MD.450 Ouragan (бортовой номер FAS 712)
  • уничтожен транспортный самолёт C-47 (серийный номер 9256, бортовой номер 101)
  • уничтожен транспортный самолёт C-47 (серийный номер 16788/33536, бортовой номер 107)
  • уничтожен транспортный самолёт C-47 (серийный номер 15321/26766, бортовой номер 108)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 4198, бортовой номер 240)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (бортовой номер 241)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 13290, бортовой номер 243)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 8888, бортовой номер 244)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 13403, бортовой номер 247)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 8559, бортовой номер 250)
  • уничтожен вертолёт UH-1H (серийный номер 10023, бортовой номер 252)
  • 17 июня 1982 — в окрестностях Сан-Фернандо (департамент Морасан) сбит вертолёт Hughes 500D, на котором находились заместитель министра обороны полковник Франсиско Адольфо Кастильо (попал в плен к повстанцам) и командир 6-й пехотной бригады, полковник Сальватор Бельтран Луна (погиб).

1983

  • 15 мая 1983 — при неустановленных обстоятельствах разбился лёгкий самолёт Morane Saulnier MS.893 Rallye (бортовой номер 52, серийный номер 13217).
  • 15 мая 1983 — при неустановленных обстоятельствах разбился лёгкий самолёт Morane Saulnier MS.893 Rallye (бортовой номер 53, серийный номер 13218).
  • 18 мая 1983 — в южной части страны, в провинции Ла-Пас рухнул в море в результате отказа двигателя лёгкий штурмовик А-37B (серийный номер 43421, бортовой номер FAS 420), экипаж из двух человек (Lt. Quinonez и Lt. Abrego) успешно катапультировался.

1984

  • 4 января 1984 — сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 11979, бортовой номер 248)
  • 21 января 1984 — диверсанты ФНОФМ скрытно установили мину на грунтовой взлетно-посадочной полосе аэродрома Сан-Мигель, взрывом которой был уничтожен лёгкий пассажирский самолёт Cessna C-172 (бортовой номер YS-37-C). Из пяти человек на борту два пассажира погибли на месте, пилот и пассажир на переднем сиденье были тяжело ранены.
  • в ночь с 25 на 26 марта 1984 - диверсанты ФНОФМ скрытно установили мину на грунтовой взлётно-посадочной полосе аэродрома Сан-Мигель, взрывом которой был уничтожен транспортный самолёт C-123K (серийный номер 20128, бортовой номер FAS 120), в результате получили ранения два члена экипажа.
  • 23 октября 1984 — взрывом мощного фугаса (вмонтированного в радиопередатчик станции «Радио Венсеремос») взорван в воздухе вертолёт UH-1H (серийный номер 5965, бортовой номер 284), погибли командир 3-й армейской бригады полковник Монтерроса и ещё 10 военнослужащих.
  • 9 ноября 1984 — под Сучитото сбиты 3 и повреждены ещё 4 вертолёта UH-1H. Повстанцы, ожидавшие прибытия подкрепления к гарнизону, заранее подготовили засады в местах возможного приземления вертолётов.

1985

  • 19 марта 1985 — сбит лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0417, бортовой номер 615).
  • 2 мая 1985 — при неустановленных обстоятельствах разбился лёгкий самолёт Morane Saulnier MS.893 Rallye (бортовой номер 50).
  • июнь 1985 — повреждённый вертолёт UH-1H совершил вынужденную посадку в департаменте Морасан, однако был эвакуирован на авиабазу Илопанго.

1986

  • 12 апреля 1986 — сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 8814, бортовой номер 270).
  • 1 мая 1986 -— вскоре после вылета с авиабазы Илопанго в результате технической неисправности (вышел из строя и загорелся двигатель) врезался в склон холма в 2,4 км к северу от Илопанго и сгорел военно-транспортный самолёт DC-6B военно-воздушных сил Сальвадора (бортовой номер FAS 302), погибли все 37 военнослужащих, находившихся на борту (4 члена экипажа и 33 пассажира)
  • 13 мая 1986 — в департаменте Морасан при эвакуации раненых солдат разбился вертолёт UH-1H (серийный номер 8583, бортовой номер 204), погибли восемь военнослужащих. Повстанцы ФНОФМ заявили, что вертолёт был сбит огнём из стрелкового оружия, однако по официальной версии, причиной крушения стали плохие погодные условия.
  • 19 июня 1986 — в ходе третьего штурма 3-й армейской бригады в Сан-Мигель, на посадочной площадке были взорваны три вертолёта.

1987

  • 17 января 1987 — сбит вертолёт UH-1M (серийный номер 1435, бортовой номер 227).
  • 15 марта 1987 — в окрестностях города Санта Ана сбит штурмовик A-37B (серийный номер 43437, бортовой номер 430).
  • 26 марта 1987 — в пяти километрах к северу от города Чинамека (департамент Сан-Мигель) при крушении вертолёта UH-1H ВВС Сальвадора (серийный номер 9201, бортовой номер 296) погибли 4 гражданина Сальвадора и сотрудник ЦРУ США (Richard D. Krobock).
  • в конце апреля 1987 года вертолёт UH-1H армии Сальвадора, вскоре после вылета с авиабазы Илопанго на авиабазу Сан-Мигель взорвался в воздухе - погибли все 9 человек на борту (2 члена экипажа, 2 артиллериста и 5 гражданских лиц).
  • 14 июня 1987 — сбит вертолёт UH-1M (серийный номер 1261, бортовой номер 233).

1988

  • январь 1988 — при попытке эвакуировать раненого солдата разбился вертолёт армии Сальвадора, погибли 3 и были ранены еще 3 военнослужащих, находившихся на борту.
  • 20 апреля 1988 — сбит вертолёт UH-1M (серийный номер 1775, бортовой номер 235).
  • 25 июля 1988 — сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 4768, бортовой номер 251).

1989

  • 20 января 1989 — при неустановленных обстоятельствах разбился лёгкий самолёт Morane Saulnier MS.893 Rallye (бортовой номер 64).
  • 12 ноября 1989 —в департаменте Сан-Мигель сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 4277, бортовой номер 242).
  • 18 ноября 1989 — штурмовик OA-37B (серийный номер 43229, бортовой номер FAS 429) сбит огнём из снайперской винтовки СВД — пилот, капитан Milton Andrade был ранен в грудь и катапультировался.
  • 5 декабря 1989 — в районе селения Ozatlan (департамент Усулутан), в 88 милях от столицы огнём из стрелкового оружия был сбит лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0386, бортовой номер 611), пилот погиб.

1990

  • 2 февраля 1990 — сбит вертолёт Hughes 500E (серийный номер 0159E, бортовой номер 37).
  • 17 марта 1990 — в окрестностях Сучитото разбился вертолёт UH-1H (серийный номер 8829, бортовой номер 285).
  • 18 мая 1990 — сбит вертолёт Hughes 500D (серийный номер 41093D, бортовой номер 35).
  • 29 июня 1990 — в департаменте Усулутан сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 5946, бортовой номер 281).
  • 26 сентября 1990 — сбит лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0106, бортовой номер 614).
  • 19 ноября 1990 — в департаменте Усулутан сбит лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0384, бортовой номер 621).
  • 20 ноября 1990 — лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0003, бортовой номер 622) уничтожен в ходе минометного обстрела авиабазы Илопанго .
  • 20 ноября 1990 — при атаке повстанцами города Санта-Елена в провинции Усулутан огнём с земли сбит штурмовик A-37B (серийный номер 43074, бортовой номер FAS 431).
  • 21 ноября 1990 — лёгкий самолёт-разведчик Cessna О2-А (серийный номер 337M-0223, бортовой номер 618) разбился в департаменте Усулутан.
  • 23 ноября 1990 — в окрестностях города Сан-Мигель зенитной ракетой SA-7 был сбит лёгкий штурмовик A-37B (серийный номер 43309, бортовой номер 426), один пилот (Lt. Hernandez Duenas) был ранен, но успешно катапультировался, второй (Sub.Lt. Eduardo Escobar Amaya) погиб. Это первый случай применения повстанцами ПЗРК.
  • 26 ноября 1990 — в департаменте Усулутан сбит вертолёт UH-1M (серийный номер 1577, бортовой номер 223).
  • 4 декабря 1990 — у селения El Cerro Cuatro Pinos, в районе населённого пункта Ла Лагуна (департамент Чалатенанго) зенитной ракетой сбит самолёт AC-47 (серийный номер 9568), погибли шесть военнослужащих. Это второй случай применения повстанцами ПЗРК.

1991

  • 10 января 1991 — в 25 км от столицы в ходе атаки сил ФНОФМ огнём с земли был сбит вертолёт Hughes 500E (серийный номер 0305E, бортовой номер 43), погибли двое военнослужащих и трое получили ранения.
  • 8 февраля 1991 — в департаменте Сан-Мигель потерян вертолёт UH-1H (серийный номер 5964, бортовой номер 267).
  • 12 марта 1991 — в 10 милях к северу от города Сан-Мигель, при обстреле сил ФНОФМ был сбит зенитной ракетой вертолёт UH-1M (серийный номер 1672, бортовой номер 229), погибли трое военнослужащих (пилот, второй пилот и бортстрелок) .
  • 18 марта 1991 — в департаменте Сан-Мигель потерян вертолёт UH-1H (серийный номер 8692, бортовой номер 263).
  • 25 апреля 1991 — сбит вертолёт UH-1M (серийный номер 1971, бортовой номер 232).
  • 6 сентября 1991 — потерян вертолёт UH-1H (серийный номер 4096, бортовой номер 245).
  • 11 октября 1991 — в департаменте Чалатенанго сбит вертолёт UH-1H (серийный номер 8816, бортовой номер 210).
  • 23 ноября 1991 — потерян вертолёт UH-1H (серийный номер 8516, бортовой номер 273).

1992

  • в 1992 году при неустановленных обстоятельствах разбился учебно-тренировочный самолёт Fouga СМ.170 Magister (серийный номер 49, бортовой номер 511).
  • 14 мая 1992 — при неустановленных обстоятельствах разбился вертолёт Hughes 500D (серийный номер 310908D, бортовой номер 33).
  • 27 августа 1992 — в 100 км к западу от столицы, на территории национального парка Monte Cristo разбился транспортный самолёт С-123К (серийный номер 20192, бортовой номер 121), 12 из 14 человек на борту погибли.

США

  • 19 октября 1984 — к северу от Сан-Сальвадора в сильный дождь, врезался в склон вулкана Гуасапа и разбился американский двухмоторный разведывательный самолёт, ЦРУ США подтвердило факт гибели 4 сотрудников.
  • 23 августа 1985 — беспилотный разведывательный самолёт R4E-40 «Skyeye» ВВС США разбился, врезавшись в гору недалеко от города Сан-Карлос в 75 км к востоку от столицы Сальвадора.
  • 15 июля 1987 — к северу от столицы разбился вертолёт UH-1H армии США (серийный номер 69-15013), погибли шестеро и получил ранения один американский военнослужащий
  • 2 января 1991 — в районе Lolotique (департамент Сан-Мигель) был сбит вертолёт UH-1H армии США (4-228 AVN BN) с тремя американскими военнослужащими, один член экипажа (уоррент-офицер Дэниэл Скотт) погиб при крушении, еще двое: пилот Э. Доусон и военный советник (подполковник Д. Пикетт) были застрелены повстанцами.
  • 25 февраля 1991 — вертолёт UH-1H армии США (4-228 AVN BN), взлетевший с авиабазы Илопанго в результате технической неисправности рухнул в озеро Илопанго. Погибли пятеро находившихся на борту американцев: четверо военнослужащих армии США — членов экипажа (с авиабазы Soto Cano в Гондурасе) и один из американских военных советников

Гондурас

Официально, Гондурас не принимал участия в этой войне, однако правительство страны оказывало определенное содействие правительству Сальвадора в борьбе с ФНОФМ. В частности, в Пуэрто-Кастилло был открыт тренировочный центр RMTC для обучения американскими советниками военнослужащих Сальвадора. Также, радио ФНОФМ сообщало, что в начальный период восстания на помощь правительственным силам был направлен 10-й десантный батальон гондурасской армии, а 15-16.01.1981 самолёты ВВС Гондураса несколько раз бомбили приграничные районы Сальвадора. Позднее, в июне-июле 1982 года два батальона армии Гондураса совместно с частями сальвадорской армии провели операцию против ФНОФМ в департаменте Морасан.

В ходе войны подтверждена потеря одного армейского вертолёта.

  • 19 декабря 1991, во время перелёта над зоной боевых действий, над территорией Сальвадора (в 15 км от границы) партизанами ФНОФМ был сбит вертолёт UH-1H ВВС Гондураса, погибли все 11 находившихся на борту военнослужащих.