Херцог, Вернер

Вернер Херцог Стипетич (нем. Werner Herzog Stipetić ; род. 5 сентября 1942) — немецкий кинорежиссёр, сценарист, актёр, который снял более сорока фильмов (по большей части документальных), поставил множество опер, опубликовал десятки книг. Некоторые кинокритики условно относят его к направлению нового немецкого кино (наряду с Фассбиндером, Вендерсом и Шлёндорфом) — с чем сам Херцог не согласен.

Биография

Детство и юность

Вернер Херцог родился в Мюнхене 5 сентября 1942 года в семье научных работников, где он стал вторым ребёнком. Первым был его брат Тильберт Херцог, родившийся 26 июня 1941 года. Его родители познакомились в 30е годы во время учёбы в Мюнхенскем университете имени Людвига и Максимилиана. Мать, Элизабет Херцог (девичья фамилия Стипетич), переехала в Мюнхен из Вены, где ранее так же изучала физическую культуру и биологию. Докторскую диссертацию Елизабет Херцог защищала под руководством будущего нобелевского лауреата Карла фон Фриша.

Отец, Дитрих Херцог родился в 1910 году в Тюбингене в семье потомственных научных работников. Например, дед Вернера Херцога, Рудольф Херцог возглавлял раскопки на острове Кос. В этих местах Вернер Херцог будет снимать свой первый игровой фильм «Знаки жизни». Прадед Вернера Херцога, Эрнст Херцог был профессором археологии и филологии в Тюбингенском университете.

Дитрих Херцог защитил докторскую диссертацию по биологии так же в тридцатых годах.

Во время второй мировой войны семья разделилась. Элизабет Херцог переехала с детьми в небольшую деревню Захранг. Дитрих Херцог смог вернуться к семье только в 1948 году. К этому моменту уже родился сводный брат Вернера Херцога Луки. Родители Вернера Херцога решили официально развестись. Дитрих Херцог в последствии женился ещё дважды. Во втором браке родилась сводная сестра Вернера Зигрид.

Автор биографии Херцога, Моритц Хольфельдер, утверждает, что нет никаких сведений о том, чтобы Вернер Херцог когда либо официально носил фамилию Стипетич. Более того, Хольфельдер, цитирует рассказ Херцога о сценарном конкурсе, куда он подавал сценарий фильма «Знаки жизни», в котором Херцог говорит, что использовал на конкурсе в качестве псевдонима фамилию матери Стипетич.

Детство Вернера Херцога прошло в глухой горной деревне Захранг в Баварии, вдали от городской жизни (по собственным словам, впервые воспользовался телефоном в 17 лет). В 12 лет вместе с матерью (родом из Югославии) снова переехал в Мюнхен, где заинтересовался кино и поэзией. В молодости получил несколько наград как подающий надежду поэт.

Когда Херцогу было 13 лет, его семья жила в одной квартире с эксцентричным актёром Клаусом Кински, который исполнит роли в его главных фильмах. Во время учёбы в гимназии он работал в ночную смену сварщиком на сталелитейном заводе, чтобы заработать средства на первые фильмы. В 17 лет его сценарий был запущен в производство одной из немецких студий, но проект был закрыт, когда стало известно, что его автор — несовершеннолетний.

В 1961 году окончил гимназию и начал изучать историю, литературу и театр в Мюнхене. В 1962 году снял свой первый фильм «Геракл», будучи студентом Мюнхенского университета, когда ему было всего 19 лет. В 1963 году основал собственную министудию. В декабре 1964 года за сценарий «Признаки огня» (реализован в 1967 году под названием «Знаки жизни») получил приз имени Карла Майера. В 1966 году уехал в США, где всего одну неделю проучился в университете Дюкейн в Питтсбурге.

Классический период

Херцог в 1991 году

Зрелый период в творчестве Херцога начинается с фильма «И карлики начинали с малого» (1970) о бунте анархистов-лилипутов в исправительной колонии. В Германии фильм был запрещён, однако критики за рубежом увидели в нём жутковатую аллегорию политической жизни. В следующем году много шума в фестивальных кругах наделал документальный фильм Херцога «Фата-моргана» — подборка завораживающих документальных образов, смонтированных в соответствии с их внутренним ритмом. С тех пор Херцог чередовал в своём творчестве игровые и документальные фильмы, выпуская по одной-двум новым лентам ежегодно. При этом игровые фильмы зачастую производят впечатление документальности, а за документальные режиссёра обвиняют в том, что он подстроил запечатлённые в них события.

В 1972 году Херцог и Кински отправились в джунгли Амазонки, чтобы на крошечный бюджет снять сагу о движимом навязчивой идеей конкистадоре Лопе де Агирре. Преодолев неописуемые трудности, съёмочная группа в два месяца завершила работу над картиной «Агирре, гнев Божий», которая поставила Херцога в число ведущих режиссёров современности. «Агирре» признан шедевром Херцога — одни видят в нём осмысление психологических истоков фашизма, другие отмечают предельную реалистичность, отсутствие спецэффектов и то, что фильм «как будто снят в XVI столетии».

Херцог заставлял своих актёров пройти внутренний путь изображаемых ими персонажей и в других своих фильмах — человек, сыгравший Каспара Хаузера в фильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974), был найден им в психиатрической лечебнице, где он провёл практически всю жизнь, а на съёмки «Стеклянного сердца» (1976) Херцог пригласил профессиональных гипнотизёров, чтобы ввести актёров-любителей в состояние гипноза.

Несмотря на неуравновешенность характера Кински, Херцог продолжал работать с ним. Вместе они сделали ещё четыре исторических фильма: «Носферату — призрак ночи» (1978), «Войцек» (1979), «Фицкаральдо» (1982) и «Кобра верде» (1988). «Фицкарральдо» стал самым масштабным проектом режиссёра — потребовались титанические усилия и несколько лет работы, чтобы довести его до конца. В окончательном варианте главную роль исполнил опять-таки Кински, а не Джейсон Робардс (c Миком Джаггером в качестве ассистента), как планировалось ранее.

За «Фицкарральдо» Херцог был отмечен наградой Каннского фестиваля как лучший режиссёр, хотя его много критиковали, особенно в родной Германии, за иррациональное стремление к натуралистичности и пренебрежение человеческими жизнями (во время съёмок в джунглях Амазонии не обошлось без жертв, которые, правда, не были связаны со съёмками фильма, — сугубо бытовые несчастные случаи).
Двойственное отношение к работе Херцога, одержимого идеей доснять фильм вне зависимости от той цены, которую придётся за это заплатить, запечатлел и документальный фильм «Бремя мечты» (1982), удостоенный престижной премии BAFTA.

После «Фицкарральдо»

Три художественных фильма, последовавшие за «Фицкарральдо», режиссёр не причисляет к своим удачам; без энтузиазма восприняли их и киноведы. Окончательно рассорившись с Кински, Херцог в течение целого десятилетия (1991—2001) снимал только документальные ленты — о различных необычных событиях и об отдалённых, малоизвестных уголках Земли (включая российскую глубинку). В одной из этих лент, «Мой любимый враг» (1998), он откровенно рассказал о перипетиях отношений с покойным Кински.

В 2001 году, поселившись в Лос-Анджелесе, Херцог вернулся к игровому кино. В его новых фильмах снимаются голливудские звёзды первой величины — Николас Кейдж («Плохой лейтенант»), Кристиан Бейл («Спасительный рассвет»), Тим Рот («Непобедимый»). К вершинам кинодокументалистики Херцога можно отнести документальные проекты американского периода — «Человек-гризли» (2005) и «Встречи на краю света» (2007, номинация на «Оскар»).

На Венецианском фестивале 2009 года Херцог представил в конкурсе сразу две ленты — «Плохой лейтенант» и «Мой сын, мой сын, что ты наделал» (продюсером последней выступил Дэвид Линч). В 2010 году он возглавлял жюри 60-го Берлинского международного кинофестиваля, где несколькими наградами был отмечен российский фильм «Как я провёл этим летом», действие которого происходит в типичных «херцоговских» локациях — на краю обитаемого света.

Личная жизнь

Вернер Херцог был женат три раза, и у него есть дочь от актрисы Эвы Маттес, сыгравшей главную роль в «Строшеке». В настоящее время женат на Лене Херцог.

Темы и стиль

По оценке онлайн-энциклопедии Allmovie, Херцог известен не только «как создатель одних из самых невероятных рассказов в истории кинематографа», но и по причине того, что «раз за разом заставляет себя и свою съёмочную группу идти на абсурдные, беспрецедентные шаги, чтобы достичь искомого кинематографического эффекта». Его эксцентричное поведение на съёмочной площадке сделало его самого героем нескольких документальных и полудокументальных фильмов («Случай в Лох-Нессе», «Шагая к Вернеру», «Вернер Херцог ест свой ботинок»).

В его фильмах присутствуют три основные темы:

  • аборигены, туземцы, жители областей Земли, которых ещё не коснулась цивилизация (Фицкарральдо, Зелёная Кобра, Агирре, гнев божий, На десять минут старше: Труба, Там, где мечтают зелёные муравьи)
  • харизматические личности, одержимые безумными идеями (Великий экстаз резчика по дереву Штайнера, Гашербрум — сияющая гора, Фицкарральдо, Зелёная Кобра, Агирре, гнев божий)
  • люди, отвергаемые обществом, юродивые, ненормальные (Каждый за себя, а Бог против всех, Строшек, И карлики начинали с малого)

В фильмах Херцога велика доля импровизации. «Источник жизненной силы кино — случай», — любит повторять режиссёр. Он разделяет представления о дионисийской природе кинематографа: «Это искусство неучей, а не учёных. Фильмы происходят от балагана и сельской ярмарки», а не от того искусства, которое преподают в академиях.

Херцог исповедует неоромантическое убеждение, что «уродливо как раз все то, что кажется нормальным и повседневным: потребительские товары, магазины, стул, дверная ручка, а также религиозное поведение, застольные манеры, система образования… вот что монструозно, совсем не лилипуты» — действующие лица таких его фильмов, как «И карлики начинали с малого» и «Стеклянное сердце».

В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссёра Herzogian было включено в Оксфордский словарь английского языка.

Фильмография

Полнометражные игровые фильмы

  • Знаки жизни (1968)
  • И карлики начинали с малого (1970)
  • Агирре, гнев божий (1972)
  • Каждый за себя, а Бог против всех (1974)
  • Стеклянное сердце (1976)
  • Строшек (1977)
  • Носферату — призрак ночи (1979)
  • Войцек (1979)
  • Фицкарральдо (1982)
  • Там, где мечтают зелёные муравьи (1984)
  • Зелёная Кобра (1987)
  • Крик камня (1991)
  • Уроки темноты (1992)
  • Непобедимый (2001)
  • Далёкая синяя высь (2005)
  • Спасительный рассвет (2007)
  • Плохой лейтенант (2009)
  • Мой сын, мой сын, что ты наделал (2010)
  • Королева пустыни (2015)
  • Соль и пламя (2016)
  • ООО «Семейный роман» (2019)

Короткометражные фильмы

  • Геракл (1962)
  • Игра на песке (1964)
  • Беспрецедентная защита крепости Дойчкройц (1966)
  • Последние слова (1967)
  • Меры против фанатиков (1969)
  • Никто не будет со мной играть (1976)
  • Голуаз (1988)

Документальные и псевдодокументальные фильмы

  • Летающие врачи Восточной Африки (1969)
  • Фата-моргана (1971)
  • Ограниченное будущее (1971)
  • Земля молчания и тьмы (1971)
  • Великий экстаз резчика по дереву Штайнера (1974)
  • Заметки о новом языке (1976)
  • Проповедь Гюи (1981)
  • Вера и валюта (1981)
  • Баллада о маленьком солдате (1984)
  • Гашербрум — сверкающая гора (1984)
  • Водабе: Пастухи солнца (1989)
  • Эхо тёмной империи (1990)
  • Джаг-Мандир (1991)
  • Колокола из глубины (1993)
  • Трансформация мира в музыку (1994)
  • Смерть на пять голосов (1995)
  • Маленькому Дитеру нужно летать (1997)
  • Мой любимый враг (1999)
  • Крылья надежды (2000)
  • Колесо времени (2003)
  • Белый бриллиант (2004)
  • Человек-гризли (2005)
  • Встречи на краю света (2007)
  • Пещера забытых снов (2010)
  • Счастливые люди: год в тайге (2010)
  • В бездну (2011)
  • Акт убийства (2012) (исполнительный продюсер)
  • О, интернет! Грёзы цифрового мира (2016)
  • В самое пекло (2016)
  • Встреча с Горбачёвым (2018)
  • Кочевник (2019), посвящён писателю Брюсу Чатвину (1940–1989)

Короткометражные документальные фильмы

  • Ла-Суфриер (1977)
  • Портрет Вернера Херцога (1986)
  • Christ and demons in New Spain (1999)
  • Паломничество (2001)
  • Ten Thousand Years Older (2002)
  • La bohème (2009)
  • On Death Row (2012) TV miniseries in four, hour-long episodes
  • В мгновение ока (2013)

Сценарист

  • Вернер Херцог ест свою туфлю (1980)

Херцог сам писал сценарии ко всем своим фильмам, для нижеперечисленных он писал сценарий совместно с другими авторами.

  • Крик камня (1991)
  • Плохой лейтенант (2009)
  • Мой сын, мой сын, что ты наделал (2009)

Также он выступил одним из авторов сценариев для фильмов:

  • Hunger in the world explained to my son (El hambre en el mundo explicada a mi hijo) (2002)
  • Incident at Loch Ness (2004)
  • Счастливые люди: год в тайге (2010)

Актёр

  • Geschichten vom Kübelkind (1971)
  • Man of Flowers (1983)
  • Bride of the Orient (1989)
  • Трудно быть богом (1989) — Мита
  • Tales from the Opera (1994)
  • Burning Heart (1995)
  • Куда приводят мечты (1998)
  • Julien Donkey-Boy (1999)
  • Incident at Loch Ness (2004)
  • Мистер Одиночество (2007) — отец Умбрилло
  • The Grand (2007)
  • Полиэтиленовый пакет (2009)
  • Гетто серия № 31 (2010) озвучивание
  • Симпсоны серия № 479 (2011) озвучивание
  • Металлопокалипсис 4-й сезон), (2012) озвучивание
  • Американский папаша! серия № 132 (2012) озвучивание
  • Джек Ричер (2012) — Зек
  • Home from Home (2013) — Александр Гумбольдт
  • Мандалорец (2019, первый сезон)