Черниговский автозавод

ЧАО «Черниговский автозавод» (ЧАЗ) (укр. ПрАТ «Чернігівський автозавод») — частное (закрытое) акционерное общество; украинский производитель автобусов, расположенный в Чернигове.

Транспорт: троллейбус № 3, 4, 9, 10, автобус/марш. такси № 2, 2а, 30, 35; 33 и 42 (в непосредственной близости проходит маршрут).

История

Черниговский завод автомобильных запасных частей был построен как филиал ПО "Горьковский автомобильный завод" (Черниговский завод карданных валов), который специализировался на производстве карданных валов.

После провозглашения независимости Украины завод перешёл в ведение министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины. В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода, в дальнейшем государственное предприятие было преобразовано в ОАО «Черниговавтодеталь», и помимо выпуска основной продукции (запасных частей к автомашинам и сельскохозяйственной технике) в конце 1990-х стало одним из крупнейших сборщиком автомобилей ГАЗ на Украине. В августе 2002 года сборка автомашин ГАЗ была прекращена.

В августе 2003 года в результате реорганизации на площадях завода был создан автосборочный завод корпорации «Эталон» (при этом, производство карданных валов было сохранено на предприятии ООО «Украинский кардан»).

19 сентября 2003 года с конвейера завода сошёл первый автобус БАЗ 2215 «Дельфин», в течение первого года производственные мощности предприятия составляли 10 автобусов в месяц, а в сентябре 2004 года - увеличены до 15 автобусов в месяц. С ростом заказов на автобусы БАЗ А079, часть их производства была перенесена в Чернигов с Бориспольского автозавода, также входящего в корпорацию «Эталон».

В 2005 году ЧАЗ выпустил 575 автобусов, в 2006 году - 1161 автобус.

2 марта 2007 года завод ввёл в эксплуатацию новый кузовной цех. В этот же день на заводе был выпущен 2000-й автобус.

В июле 2007 года начался выпуск автобуса ЧАЗ А074, конструкция которого была разработана львовским "Укравтобуспром" на шасси FAW. В 2007 году ЧАЗ выпустил 1333 автобуса и закончил 2007 год с прибылью 1,4 млн. гривен, увеличив чистый доход до 151,933 млн. гривен (на 47,47% по сравнению с 2006 годом).

В 2008 году на заводе было начато производство автобуса ЧАЗ А083, всего за пять лет работы, с сентября 2003 до октября 2008 на ЧАЗ было выпущено 4 тыс. автобусов, однако начавшийся экономический кризис осложнил положение предприятия и стал причиной остановки производства с 1 декабря 2008 года. К февралю 2009 года были уволены 385 рабочих. В течение 2009 года завод работал с перебоями, но к началу февраля 2010 года положение предприятия стабилизировалось.

В феврале 2010 года завод освоил серийное производство туристического автобуса ЧАЗ А08310 «Мак». Всего в 2010 году завод выпустил 310 автобусов.

В 2011 году завод начал производство автобуса БАЗ А081.

12 апреля 2011 заводом был представлен произведенный совместно с минским предприятием «Белкоммунмаш» троллейбус БКМ 321 (с 24 августа 2011 года вышедший на черниговский троллейбусный маршрут №4).

28 декабря 2011 года завод освоил производство автобуса БАЗ А08110 «Волошка» на шасси "Ashok Leyland" индийского производства. В целом, в 2011 году завод выпустил 571 автобус.

В январе 2012 года на заводе началось строительство второго троллейбуса БКМ 321, однако к началу 2013 года сотрудничество с белорусской стороной было прекращено.

В конце 2012 года по документации львовского НИИ "Эталон" завод освоил производство троллейбуса Т12110 «Барвинок» (разработанного на основе конструкции автобуса Эталон А11110 «Ромашка»), однако в связи с повышением цен на белорусские комплектующие был построен только один троллейбус и 7 кузовов.

В 2013 году завод выпустил 281 автомашину, в 2014 году - 301, в 2015 году - 294 автомашины.

С начала января до конца июля 2016 завод не выпустил ни одной единицы автомобильной техники, в августе-ноябре 2016 года было построено 3 автобуса, а также 10 троллейбусов Т12110.

В 2017 году завод выпустил 178 автобусов.

В 2018 году завод выпустил 188 автобусов.

В декабре 2020 года завод продемонстрировал действующую модель своего первого трамвая.

Статистика суммарного производства автобусов и троллейбусов (в шт.)

Продукция

В 2012 году на заводе производили следующие модели автобусов и троллейбусов:

  • автобус малого класса БАЗ 2215 «Дельфин» (маршрутка).
  • автобусы БАЗ А079.13 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.31 «Эталон» (Евро-3) — пригородные модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.13Ш «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.31Ш «Эталон» (Евро-3) — школьные модификации автобуса А079 (Фото (недоступная ссылка));
  • автобусы БАЗ А079.14 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.32 «Эталон» (Евро-3) — городские модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.17 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.27 «Эталон» (Евро-3) — междугородние модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.19 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.29 «Эталон» (Евро-3) — междугородние модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.23 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.33 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.24 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.34 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.24Ш «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.34Ш «Эталон» (Евро-3) — удлиненные школьные модификации автобуса А079) (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.25 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.35 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 повышенного комфорта (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.25 «Эталон» Люкс (Евро-2) и БАЗ А079.35 «Эталон» Люкс (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 повышенного комфорта (Фото);
  • автобусы БАЗ А079.45 «Эталон» (Евро-2) — модификация автобуса А079 с местом для пассажира с ограниченной подвижностью (Фото);
  • автобус БАЗ А079.45Ш «Эталон» (Евро-2) — школьная модификация автобуса А079 с местом для пассажира с ограниченной подвижностью;
  • автобус БАЗ А08110, городская модификация (Фото);
  • автобус БАЗ А08120, междугородняя модификация (Фото);
  • автобус ЧАЗ А083, туристическая (междугородняя) модификация (Фото);
  • автобус ЧАЗ А074, городская модификация (Фото);
  • троллейбус БКМ—ЧАЗ 321 (Фото).

Ранее выпускались:

  • автобус малого класса БАЗ 3215 «Дельфин Макси» (выпущено 2 экземпляра) (маршрутка) (Фото (недоступная ссылка)).