Студенческое научное общество

Cтуденческое научное общество (научно-техническое общество, Центр научно-технического творчества), СНО — форма организации научного творчества молодёжи и научно-исследовательской работы студентов (НИРС), зародившаяся в Российской империи в конце XVIII века и получившая широкое распространение в Советском Союзе для подготовки и отбора научных и инженерных кадров, их вовлечения в разработку конкретных проектов уже в период обучения. В наши дни — «добровольное и открытое объединение студентов, занимающихся научно-исследовательской и инновационной деятельностью». Студенческие научные общества СССР курировали учёные советы учебных заведений и комсомол, в современной России они представляют собой форму студенческого самоуправления.

Современные исследователи в определении сущности СНО разделяют:

учебную деятельность студентов, включающую опыты и исследования при освоении дисциплин учебного плана,

студенческие научные кружки, центры и лаборатории по интересам, чья работа выходит за рамки учебного плана, и

деятельность общеуниверситетских студенческих научных обществ как платформ для объединения и взаимодействия студенческого научного актива университета.

Работа СНО направлена на вовлечение студентов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность, популяризацию науки, установление и поддержку связей со СНО других вузов, научными институциями и предприятиями.

Задачи СНО

Деятельность в СНО выполняет несколько задач:

1) овладение методическими и методологическими приемами исследования и проведение самостоятельной научной работы;

2) выбор темы исследования и вхождение, соотнесение себя с научным сообществом по этой теме, перенятие опыта, поиск научного руководителя;

3) обнародование, публикация, устный доклад результатов исследовательского труда на студенческой научной конференции или специализированном семинаре;

4) критика исследования научным сообществом.

СНО создавались как научные, культурно-просветительные организации, общества служили решению более широких социально-политических задач.

Предыстория: Российская империя

Первые студенческие общества начали создаваться в Российской империи еще XVIII веке. В 1781 г. под покровительством одного из первых ректоров Московского университета М. М. Хераскова было создано первое студенческое научно-просветительское общество «Собрание Российских питомцев».

Историю СНО отразил С. П. Мельгунов в работе «Из истории студенческих обществ в русских университетах» (Москва, 1904). Он отметил, что «восьмидесятые годы [XIX в.] и последующее время являются периодом господства негласных форм студенческих организаций», что «все эти студенческие союзы, создавшиеся для удовлетворения столь существенной потребности студенческой среды в корпоративной жизни, выработали себе определенные традиции, которые передавались от одного университетского поколения к другому, тем самым, поддерживая в студенчестве корпоративный дух и способствуя развитию существующих корпоративных учреждений».

В становлении и развитии студенческого самоуправления в вузах Российской империи выделяют три этапа:

  • зарождение отдельных студенческих организаций (1755—1863 гг.);
  • закрытие легальных организаций и преобразование их в нелегальные (1863—1882 гг.);
  • совершенствование студенческого самоуправления, становление системы самоуправления (1882—1917 гг.).
  • А. А. Сабуров как глава Министерства народного просвещения стремился провести решение о даровании студентам права учреждать свои организации. С его деятельностью связана история Студенческого Научно-литературного общества при Петербургском университете (1882—1887), созданного под руководством профессора О. Ф. Миллера. Оно заложило традиции, ставшие основой студенческой науки в этом университете.

    После студенческих волнений 1899 г. правительство легализовало учреждение студенческих кружков в университетах. Они, с одной стороны, отстаивали корпоративные права студентов, а с другой, развивали тему «научного профессионализма», который наряду с профессионализмом экономическим стал одним из ведущих направлений деятельности студенческих корпораций после Первой Русской революции.

    В крупнейшем в империи Санкт-Петербургском университете на рубеже XIX—XX вв было 88 СНО. Совет этого университета принят «Примерный устав студенческих научных и литературных кружков», который определял добровольность участия студентов в работе общества. Некоторые из СНО Петербургского университета регулярно издавали труды: Математическое общество, Студенческое научно-литературное, Общество политической экономии, Общество уголовного права, студенческие научные кружки физико-математического факультета.

    Московский университет в июне 1900 г. инициировал проведение первого общероссийского съезда студенческих организаций учебных заведений.

    Первым научно-техническим студенческим обществом стал созданный в 1909 г. под руководством профессора Московского высшего технического училища Н. Е. Жуковского воздухоплавательный кружок, в котором занимались А. Н. Туполев, А. А. Архангельский, Б. С. Стечкин, В. Я. Климов, Б. Н. Юрьев и другие будущие советские конструкторы и инженеры.

    Развитие НИРС в советском проекте

    Созданное в результате Великой Октябрьской социалистической революции советское государство считало одной из важнейших задач организацию системы научных исследований и подготовки научных кадров. Поэтому уже в 1919 г. коллегия отдела высших учебных заведений Наркомпроса РСФСР приняла постановление о предоставлении отсрочки от призыва в Красную Армию студентам, занимающимся научно-исследовательской работой общественно необходимого значения.

    Первая система НИРС была предложена в 1919 г. в Московском городском народном университете имени А. Л. Шанявского и включала: работы теоретического характера, завершавшиеся написанием реферата; экспериментальные работы, имевшие практическую ценность; выступления с докладами и сообщениями на заседаниях научных кружков; участие в научных дискуссиях; чтение научно-популярных лекций просветительского характера.

    НИРС в 1920-е годы

    В 1920-е годы началась реформа высшей школы, нацеленная на активные методы, широкое привлечение студентов к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе, а одним из ведущих методов обучения стал лабораторно-исследовательский метод (семинарские и лабораторные занятия, а производственная практика в НИИ, лабораториях, заводских исследовательских лабораториях, опытных станциях, научных экспедициях). Это развивало умения и навыки наблюдать, исследовать, анализировать, обобщать факты и явления, связывая их с практически важными научными проблемами.

    Помимо учебного процесса, исследовательские методы стали практиковаться во внеучебной НИРС: научных и научно-технических кружках. В сотрудничестве таких кружков разных учебных заведений с целью обмена опытом проводились студенческие научно-технические выставки.

    Для подготовки кадров для индустриализации страны стали организовываться научно-исследовательские курсы как для инженерно-технических работников, так и для организаторов производства. В 1926 г. Центральная комиссия по подготовке научных работников, организованная при Научно-техническом управлении Высшего Совета народного хозяйства (НТУ ВСНХ), приняла «Положение о практикантах и стажерах», которое прописало организацию научно-исследовательской работы стажеров в институтах НТУ ВСНХ и студентов-практикантов в заводских лабораториях. Тогда же из среды рабоче-крестьянского студенчества стали выдвигать в аспирантуру, на научно-педагогическую или научную работу наиболее подготовленных студентов-ассистентов («выдвиженцы»).

    Совершенствование правовой базы НИРС

    В 1936 г. принято постановление Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) «О научно-исследовательской работе в высших учебных заведениях», поручившее организовать научно-исследовательскую работу студентов на кафедрах вузов.

    В 1956 г. постановление Совета Министров СССР «О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях» предоставило вузам право предусматривать индивидуальные графики выполнения учебного плана студентам, занятым самостоятельными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами в рамках срока обучения.

    С 1958 г. для стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов государство стало проводить всесоюзные конкурсы, идея которых появилась еще в 1930-е годы в Московском, Ленинградском университетах, МВТУ имени Н. Э. Баумана). Всесоюзный конкурс проводился в несколько туров: вузовский, городской, республиканский и всесоюзный.

    В 1963 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего образования, улучшению подготовки и использования специалистов» регламентировало предельную загрузку студентов, выдвигая в качестве приоритета усиление их самостоятельной работы и активное участие в НИРС.

    В 1965 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило «Типовое положение о проблемной научно-исследовательской лаборатории высшего учебного заведения», установившее порядок проведения научной работы студентов в составе НИЛ, выполнения курсовых, дипломных работ, проектов и других исследовательских работ.

    В 1968 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило «Типовое положение о студенческих конструкторских, исследовательских, проектных, технологических и экономических бюро высших учебных заведений» (СКБ), призванных развивать научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую работу студентов. Этот документ не только определил структуру СКБ, но также оплату труда студентов в таких конструкторских бюро.

    В 1974 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР утвердило «Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений», которое обязывало вузы разрабатывать конкретные комплексные планы организации НИРС.

    С 1979 г. научно-исследовательскую работу вузов регламентировал «Примерный типовой комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов на весь период обучения», в котором давался перечень примерных мероприятий по основным разделам организации НИРС с указанием рекомендуемых сроков и ответственных лиц за их выполнение. В развитие этого решения в 1981 году коллегия Министерства высшего и среднего специального образования СССР рекомендовала широко распространять лучшие практики организации НИРС.

    Массовые НИРС и СНО

    К концу 1960-х гг. СНО и СКБ были созданы во всех вузах СССР. Методическую работу и координацию научно-исследовательской работы студентов вёл Всесоюзный совет по научной работе студентов.

    В 1973/1974 учебном году впервые была проведена Всесоюзная олимпиада «Студент и научно-технический прогресс», в которой участвовало около 900 тыс. студентов из 742 вузов. Это стало возможно благодаря созданной впервые в мире общевузовской многоуровневой системе предметных студенческих олимпиад. Они должны были повысить интерес студентов к изучению определённых дисциплин, научных направлений, развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы. Помимо предметных олимпиад, Всесоюзная олимпиада предусматривала конкурсы по специальности, смотры-конкурсы курсовых и дипломных проектов и смотры-конкурсы результатов производственных практик.

    Прогрессивной формой организации НИРС в 1970-80-е гг. стал студенческий научный центр (СНЦ) — учебно-научно-производственное объединение лабораторий и конструкторских бюро. Примером для других вузов стал СНЦ Тюменского индустриального института, в 1979 г. удостоенный премии Ленинского комсомола за решение конкретных проблем нефтегазовой отрасли и предприятий, поиск новых научно-технических и организационных решений применительно к конкретным производственно-техническим условиям.

    Всесоюзную известность получило также СКБ Рижского Краснознамённого института инженеров гражданской авиации, где был построен первый летающий студенческий гидросамолёт. Летающая лодка «РКИИГА-74» получила название «Эксперимент» и летом 1976 года представляла Латвию на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи, действовавшей на ВДНХ. Министерство высшего и среднего специального образования СССР наградило участников постройки летающей лодки Ю. Прибыльского, В. Ягнюка, А. Швейгерта, О. Барышева и В. Пикалова золотыми медалями и дипломом «За лучшую студенческую научную работу».

    В 1987 г. был образован Всесоюзный координационный совет по научно-техническому творчеству молодежи. Некоторые вузы по примеру лауреата премии Ленинского комсомола СНИИ Уфимского нефтяного института начали создавать студенческие научно-исследовательские институты, объединяющие учебный процесс и научные исследования по госбюджетной и хоздоговорной тематике.

    В СКБ, СНИИ, СНЦ студенты включались в научно-исследовательскую работу на всех этапах — от планирования НИР и ОКР и проведения лабораторных испытаний до создания опытных образцов и внедрения результатов в производство.