Уральский автомоторный завод

«Уральский автомоторный завод» (УАМЗ) — советская, позже российская компания, производитель грузовых автомобилей, двигателей внутреннего сгорания и других автокомпонентов, расположенный в городе Новоуральске Свердловской области.

С 2004 года и до окончательной ликвидации в 2018 году носил название АМУР («Автомобили и моторы Урала»).

История

  • Завод был основан в 1967 году как одно из подразделений по выпуску автокомплектующих ЗИЛ, входившее в состав Министерства автомобильной промышленности СССР.
  • В 1977 году начат самостоятельно выпуск первого автомобиля-грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157КД.
  • В 1987 году освоено производство автомобилей ЗИЛ-131
  • К 1992 году было освоено производство снегопогрузчиков и специальной техники на базе грузовых машин.
  • с 1992 года начат выпуск автомобилей ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130), при этом оперение кабины ЗИЛ-130 было унифицировано с моделью ЗИЛ-131.
  • В 1992 году предприятие приватизировано в Закрытое акционерное общество «Уральский автомоторный завод» (УАМЗ).
  • В 2002 году завод был объявлен банкротом и в 2003 году предприятие перешло в собственность подразделения Банка Северная казна (холдинг Северная Казна Пром), в 2004 году предприятие реорганизовано в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР)
  • В мае 2004 году ЗАО АМУР и индийская компания Tata Motors заключили контракт о сборке грузовых автомобилей. Намечался выпуск двух моделей: Tata-407 и TATA LPT-613, последняя под обозначением АМУР-4346. Планировалось заключить контракт на 3 года для выпуска до 5,0 тыс. грузовиков Tata в год. Полностью проект не был реализован, хотя сборка грузовика АМУР-4346 ограниченной серией велась на протяжении нескольких лет.
  • В 2007 году АМУР планировал создание СП с китайской компанией Geely Automobile, по выпуску легковой модели Geely CK и китайской компаний «Great Wall Motors» по выпуску внедорожников ZXAuto Landmark. В мае этого года было начато пробное их производство .
  • В начале 2008 года совместное производство легковых китайских автомобилей было приостановлено, с возможным возобновлением производства в августе этого года . Планировался выпуск 3500 ед. внедорожников в год . Однако из-за наступления мирового кризиса проект был окончательно свёрнут.
  • 16 июля 2010 года ЗАО АМУР и французская компания Renault Trucks подписали соглашение о создании СП по выпуску развозных среднетоннажных грузовиков модели Renault Midlum. Сборка французских грузовиков должна была идти на мощностях российского предприятия ЗАО АМУР в Новоуральске. Инвестиции в СП должно было предоставить ЗАО АМУР, а Renault Trucks, в свою очередь, технологии .

Летом 2010 года завод ЗАО АМУР был признан банкротом вторично.

  • В июле 2011 проект ЗАО АМУР с Renault Trucks был приостановлен из-за его тяжёлого финансового положения и банкротства предприятия. С 2012 года руководство ЗАО АМУР находилось в поиске инвестора для развития и запуска предприятия..
  • 6 мая 2014 года на выставке «Промышленный дизайн оборонной продукции: выразительная суровость и надежная функциональность», компанией «Интралл» были представлены прототипы бронеавтомобилей «Колун» и «Торос», выпуск которых предполагался на простаивающем заводе АМУР. Проект реализован не был.
  • В 2018 году была проведена распродажа недвижимости завода в рамках работы конкурсного производства в связи с окончательным банкротством компании.

Продукция

  • 1977—1994 — ЗИЛ-157КД;
  • 1987—2010 — ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 (с 2002 года АМУР-531350 и АМУР-531340 соответственно);
  • 2004—2008 — АМУР-4346;
  • 2007—2008 — АМУР-531210;
  • 2007—2008 — Geely Otaka;
  • 2006—2008 — ZXAuto Landmark.