Экономика Белорусской ССР
Экономика Белорусской ССР (белор. Эканоміка Беларускай ССР) — составная часть экономики СССР, расположенная на территории Белорусской ССР. Составляла единый Белорусский экономический район.
Промышленность
Ведущие отрасли промышленности:
- машиностроительная и металлообрабатывающая
- лёгкая
- пищевая
В период индустриализации СССР на территории БССР было построено несколько крупных промышленных предприятий — завод «Гомсельмаш», Могилёвская фабрика искусственного шёлка, Бобруйский деревообрабатывающий комбинат, электростанция БелГРЭС (Оршанский район), Минская ТЭЦ-2, швейная фабрика «Знамя индустрализации» (Витебск), чулочно-трикотажная фабрика КИМ (Витебск), Могилёвский труболитейный завод, Кричевский цементный завод, Гомельский стеклозавод. В отличие от РСФСР и УССР, первоочередное внимание в БССР уделялось развитию лёгкой и пищевой промышленности. В 1940 году предприятия БССР производили 40% общесоюзного производства химических волокон, 33,8% фанеры, 30% искусственной олифы, 27% спичек, 11% маргарина, 10,2% металлорежущих станков. В конце 1940-х годов с широким привлечением оборудования, полученного по репарациям из Германии и по линии UNRRA, началось строительство Минского автомобильного и тракторного заводов, а также других предприятий. В 1956—1965 годах были введены в эксплуатацию, в числе прочих, Берёзовская ГРЭС, Белорусский автозавод в Жодино, Минский моторный завод, Новополоцкий НПЗ, 1-й Солигорский калийный комбинат, Светлогорский завод искусственного волокна. В 1970-е — 1980-е годы были построены Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, Мозырский НПЗ, Белорусский металлургический завод в Жлобине, Гродненский завод синтетического волокна и другие предприятия. Особенно быстро развивались отрасли промышленности, характерные для пятого технологического уклада (электронная и радиотехническая промышленность, приборостроение). Было освоено производство ЭВМ 3-го и 4-го поколений, высокоточных станков, цветных телевизоров и прочей инновационной для своего времени продукции.
Энергетика Белоруссии базировалась на газе, нефти (мазуте), торфе, угле. Велась добыча нефти и торфа. Крупнейшие предприятия электроэнергетики республики: Лукомльская ГРЭС, Берёзовская ГРЭС имени 50-летия БССР, Смолевичская ГРЭС. Ведущее место по объёму валовой продукции занимали машиностроение и металлообработка, особенно авто- и тракторостроение (Минск, Жодино, Могилёв) и станкостроение (Минск, Витебск, Гомель, Пинск, Орша, Молодечно). Были развиты приборостроение, радиотехническая, радиоэлектронная (Минск, Витебск, Гомель, Мозырь, Брест, Лида и другие) отрасли промышленности. Предприятия этих отраслей поставляли: электронно-вычислительные машины, оптические, электроизмерительные, регулирующие приборы, киноаппаратуру, телевизоры, часы и другое.
Химическая и нефтехимическая промышленность специализировалась на производстве минеральных удобрений, шин, пластических масс и синтетических материалов, главным образом химических волокон (Светлогорск, Могилёв, Новополоцк, Гродно, Гомель, Брест и другие). Создано крупнейшее в СССР производство калийных удобрений на базе Старобинского месторождения калийных солей. Были созданы крупные нефтеперерабатывающие заводы (Новополоцк, Мозырь). Развивалась микробиологическая и биохимическая промышленность (Новополоцк, Мозырь). Имелись производство строительных материалов и стекольная промышленность (Гомель, Борисов и другие). Лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности были представлены лесозаготовительными, лесопильными, мебельными предприятиями, производством деревянных стройдеталей, фанеры, целлюлозно-бумажной, спичечной отраслями (Бобруйск, Мозырь, Гомель, Могилёв, Минск, Витебск, Пинск). Из отраслей лёгкой промышленности выделялись текстильная (льняная — Оршанский льнокомбинат, хлопчатобумажная — Барановичский хлопчатобумажный комбинат), трикотажная, кожевенно-обувная отрасли. Значительной была пищевая промышленность (мясная, маслосыродельная, мукомольно-крупяная, консервная, крахмало-паточная и другие).
Несмотря на активное внедрение новых производственных технологий, износ активной части основных промышленно-производственных фондов к 1980-м годам превысил критический показатель в 80%. Темпы роста промышленного производства долгое время превосходили средние по СССР. Однако к середине 1980-х годов среднегодовые темпы роста продукции промышленности и прироста производительности труда начали замедляться. Экономика БССР была в целом ориентирована на вывоз продукции в другие республики СССР и на экспорт. В конце 1980-х годов сальдо торговли товарами с другими республиками СССР было положительным (+3,1 млрд. рублей), а с зарубежными странами — отрицательным (-2,3 млрд. рублей). Некоторое оживление экономики наблюдалось в 1986—1987 годах в связи с переходом предприятий отдельных отраслей промышленности на хозрасчёт.
Военно-промышленный комплекс
- С 1957 по 1962 год объём военного производства увеличился в 12 раз.
Сельское хозяйство
В 1920-е годы сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью экономики. Введение новой экономической политики положительно сказалось на развитии сельского хозяйства. Проводившаяся политика развития товарно-денежных отношений в сельской местности (прищеповщина) в 1929 года была отвергнута партийным руководством за «правый уклон». Коллективизация содействовала проведению индустрализации путём обязательных поставок продукции сельского хозяйства по очень низким ценам. При этом для большинства колхозников главным источником пропитания были не трудодни за работу в колхозе, а работа в личных подсобных хозяйствах. Насильственное обобществление скота и нехватка кормового зерна и картофеля привели к значительному падению его поголовья: за 1928—1932 годы поголовье овец сократилось более чем вдвое, свиней — на 37,9%, крупного рогатого скота — на 34,2%. В целом в колхозах вводились более продуктивные методы ведения хозяйства, внедрялась новая техника, однако основные успехи в растениеводстве были достигнуты за счёт освоения новых земель и сокращения паров. В конце 1930-х годов 3,9% земельных площадей, которые занимали личные хозяйства населения, давали 45% всей сельскохозяйственной продукции, в том числе более 70% мяса и молока.
В середине 1960-х годов в БССР были предприняты меры по интенсификации сельскохозяйственного производства, что, в частности, проявилось в повышении урожайности зерновых до 17 центнеров с гектара уже к 1970 году. Проводилась активная мелиорация Полесья (к середине 1980-х годов было осушено 2,7 млн гектаров земель). Вместе с тем, в начале 1980-х годов рост урожайности основных сельскохозяйственных культур замедлился, чрезвычайно высокими оставались потери сельскохозяйственной продукции при уборке, транспортировке и хранении (терялось 49% картофеля, 33% овощей, 20% зерновых). Создание Аграрно-промышленного комплекса «Белагропром» и принятие продовольственной программы не решили основных проблем в сельском хозяйстве. Кризис в сельском хозяйстве привёл к нормированию потребления на ряд товаров и вводу карточной системы. Попытка реформирования колхозной системы в конце 1980-х годов путём децентрализации и увеличения самостоятельности колхозов не была реализована в полной мере.
В 1986 году в республике насчитывалось 913 совхозов, 1675 колхозов. Сельскохозяйственные угодья составляли 9,5 млн га, из них:
- пашня — 6,2 млн га,
Площадь орошаемых земель — 1,33 млн га (1986 год).
Основные сельскохозяйственные культуры (валовой сбор, 1985 год, млн т): зерновые (7,041; рожь, пшеница и другое), картофель (13,414), льноволокно (0,095), сахарная свёкла (1,612). Плодоводство и овощеводство. Выращивались кормовые культуры (многолетние и однолетние травы, кукуруза, кормовые корнеплоды). Более ½ валовой продукции сельского хозяйства приходилось на животноводство, главным образом молочно-мясное скотоводство. Поголовье (на 1987 год, в млн голов): крупный рогатый скот — 7,5, свиней — 5,1.
- Средняя урожайность зерновых по Беларуси составляла в 1960 году 8,7 центнера с гектара.
Транспорт
Основной вид транспорта — железнодорожный. Эксплуатационная длина (на 1986 год):
- железных дорог — 5,54 тыс. км,
- автодорог — 44,4 тыс. км (в том числе с твёрдым покрытием — 40,8 тыс. км).
В силу особенностей географического положения Белорусской ССР транзитные межрайонные и экспортно-импортные грузы занимали большое место в железнодорожных перевозках. Крупнейшими железнодорожными узлами республики являлись Минск, Орша, Брест, Барановичи, Гомель, Жлобин, Витебск, Могилёв.
Развит трубопроводный транспорт. Судоходство по Припяти, Днепровско-Бугскому каналу, Днепру, Сожу, Березине, Западной Двине, Неману.