Диркс, Питер Францискус

11.03.2021

Питер Францискус Диркс (нидерл. Pieter Franciscus Dierckx; 29 мая 1862, Антверпен — 4 сентября 1950, Берхем/Антверпен) — голландский художник, который учился в Академии изящных искусств и в Высшей школе изящных искусств в Антверпене.Его учителями, среди прочих, были Юлиаан Де Вриндт (Juliaan De Vriendt), его брат Алберт Де Вриндт и Карел Верлат. Питер Ф. Диркс входил в антверпенскую группу художников «De Scalden» («Скальды»)


Публикации:

«Ons Volk ontwaakt» (23 августа 1913 года)

«Le Carnet Mondain» (7 декабря 1913 года).

«Anvers Artistique» (15 апреля 1924 года)

«La Revue Moderne illustrée et de la Vie» (15 мая 1939 года, Париж.

«Künstlerlexikon des XIX Jahrhunderts». Allgemeines Lexikon der bildeten Künstler des XX Jahrhunderts, опубликованный Гансом Фоллмером (1953 год) - VEB Seeman Verlag Leipzig.

«De Autotoerist» (4 февраля 1971 года), двухнедельный бюллетень Фламандской ассоциации автомобилистов.

Художественная книга: «Parels langs de Scheldekant, deel II» (1980 год), составленная Лео Бушартом, Ваасмюнстер, Бельгия.

«Лексикон бельгийских художников-романтиков» У. Флиппо (International Art Book Publishers, Антверпен, 1981 год).

«Словарь художников Arto» (1999 год), составленный Вимом Пасом, изданный Де Гульден Роос.

«Dictionnaire des peintres belges nés entre 1750 et 1875» ( Editions Laconti Brussels, P&V Berko, Knokke).

«Openbaar Kunstbezit» городка Локерен (Бельгия), 31 мая 2000 года

Газеты: «Het Nieuwsblad», «De Standaard» , «De Gentenaar», «Het Volk» по случаю ретроспективы в музее Темсе (24 июня - 13 августа 2006 года)

«De belgische beeldende kunstenaars uit de 19de en 20ste eeuw» (англ .: The Бельгийский Visu al Художники XIX и XX веков) Поля Пирона, изданного Art in Belgium.

«Подписи бельгийских художников: подписи бельгийских художников XIX и XX веков» Поля Пирона, издано Arts, Antiques , Аукционы.

Биография

В сентябре 1896 году он становится директором Академии рисунка в Темсе, где в то же время ведет класс рисунка. Он придал новые форму и содержание преподаванию и поднял его на более высокий уровень. Питер Диркс считается одним из наиболее значительных деятелей на посту директора Академии в Темсе за всю её 230-летнюю историю.

Как гравер и график он выполнял работы прикладного характера (афиши, виньетки…). Он иллюстрировал «Книгу студенческих песен» (1899 год) Карела Хейндрикса (Heyndrickx). В 1910 году он выполнил иллюстрации к некоторым детским рассказам Лодевейка Схелтьенса (Scheltjens, 1861-1946). В 1912 году участвовал в разработке проекта исторического шествия в Рюпелмонде по случаю четырёхсотлетия со дня рождения Меркатора.

В годы Первой мировой войны он писал картины на темы из жизни Темсе. Это «Чистка картофеля в доме для престарелых», «Скромный ужин», «Раздача супа», «Очистка камыша», «Кружевница», «Башмачник», «Плетельщик корзин», «Набережная» (1917 год), «После пожара», «Сторожиха», «Семья ткача», «Прялка», «На богомолье в пустоши» и др.

Наибольшая часть его живописных работ — лесные пейзажи и изображения примечательных мест. Примыкая к школе неоимпрессионистов, он придавал важную роль свету.

Его привлекал также исторический жанр, и здесь прежде всего следует вспомнить о Хендрике Лейсе. По рекомендации Франца Куртенса (Courtens), который высоко ценил искусство Питера Диркса, он получил специальный важный заказ города Локерена на два больших исторических полотна для зала заседаний ратуши. На одном из них мы видим императора Карла V, жалующего в 1555 году депутации Локерена право на проведение еженедельного рынка. На втором полотне изображены Альбрехт и Изабелла, учреждающие в 1613 году гильдию св. Себастиана и дарующие городу право на проведение ярмарки. Эти громадные живописные полотна упрочивают репутацию школы Лейса и, кроме того, являют нам Питера Диркса как мастера исторического жанра.

В марте 1919 года он возвращается в Антверпен и работает в собственном ателье. Почти пятиметровое полотно «Св. Виллиброрд проповедует Евангелие жителям прибрежной полосы Шельды ок. 700 г.» (1939 год) вновь подтверждает его репутацию исторического живописца. Картина находится в церкви Сердца Иисусова, на Ланге Беелдекенсстраат 18 в Антверпене.

Картины «Танец сильфид на рассвете» и «Орфей, сладкоголосый певец Фракии» (1942 год) написаны на мифологические сюжеты. «Танец сильфид» изображен также на заднем плане второго из этих полотен.

Питер Ф. Диркс известен также как мастер портрета.

С 1952 года в Академии рисунка Темсе вручается «Премия Питера Диркса за искусство рисунка».

В честь Питера Диркса одной из улиц Темсе в 1986 году было присвоено его имя.

Питер Диркс работает в русле традиции больших художников своего поколения, где занимает своё собственное почетное место.

Выставки

  • 1896 год: «XII выставка группы художников "Eigen Vorming" ("Собственное формотворчество")» в Боргерхоуте (Антверпен).
  • 6 июня 1897 года: «Первая выставка группы "Скальды“» в зале Верлата в Антверпене.
  • 25 марта 1900 года: «Третья выставка монументального, декоративного и прикладного искусства группы "Скальды"» в залах Старого музея в Антверпене.
  • 1924 год: Выставка в Локет-Зале в Антверпене.
  • 30 ноября 1925 года: Выставка в зале Йорданса, Корте Кларенстраат, Антверпен.
  • Февраль 1977 года: выставка в мэрии Темсе по случаю 200-летия основания Академии рисунка.
  • С 24 июня по 13 августа 2006 года: ретроспективная выставка в Муниципальном музее Темсе.

Салоны

  • Антверпен: 1901, 1904, 1908, 1911.
  • Брюссель: 1903.
  • Льеж: 1909.
  • Гент: 1913.
  • Будапешт, Мюнхен, Флоренция (1907—1908), Париж.
  • «Триеннале 1911» в Зале Торжеств и Выставок на ул. Мейр в Антверпене.
  • «Второй Салон, декабрьский», устроенный Национальным союзом художников и скульпторов Бельгии.