Завитневич, Владимир Зенонович

12.03.2021

Владимир Зенонович Завитневич (белор. Уладзімір Зянонавіч Завітневіч, 2 апреля1853, село Литвяны, Минские уезд и губерния, ныне Узденский сельсовет Узденского района Минской области, Белоруссия — 18 февраля 1927, Киев) — российский историк, археолог, магистр богословия, доктор церковной истории, профессор.

Биография

Родился в семье священника, потомственного дворянина с 1894 года.

Окончил Минское духовное училище в 1870 году, Минскую духовную семинарию в 1875 году, Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидат богословия в 1879 году.

С 1879 года преподаватель арифметики и географии в Варшавском духовном училище и русской литературы в реальном училище Панкевича. В варшавских архивах обнаружил документы о неоднозначной роли Церкви и религии в формировании государства, исследовал политические события, предшествовавшие заключению Брестской унии. С 1883 года магистр богословия.

С 1884 года доцент по кафедре русской гражданской истории Киевской духовной академии (КДА), член совета и секретарь Общества Нестора летописца, член (1885) и помощник секретаря (1888–1908) Церковно-археологического общества при КДА, организатор многочисленных археологических экспедиций и раскопок (1885–1893), преподаватель, затем профессор истории в Киевском институте благородных девиц (1890–1914), участник Археологических съездов (1893–1908), член обществ: Истории и древностей российских при Московском университете, Московского археологического (1890), Славянского благотворительного, Военно-исторического, Охраны памятников старины в Киеве (председатель в 1917–1919 гг.), Религиозно-просветительного, Распространения образования в народе, Голубиного спорта, Любителей природы (все в Киеве).

В 1885-1893 годах организатор многочисленных археологических экспедиций и раскопок, в т. ч. славянских памятников в бассейнах рек Припять, Днепр, Неман, Сула, Березина, около 700 курганов на 82 курганных могильниках и городище дреговичей. Определил границы расселения дреговичей. Все археологические находки жертвовал музеям, в первую очередь, Церковно-историческому и археологическому при КДА.

Экстраординарный (1899), ординарный (1904), заслуженный (1909) и сверхштатный (1910) профессор КДА, член Совета (1901) и инспектор (1907–1908) КДА, статский советник (1901), доктор церковной истории (1902), дважды лауреат Макариевской премии, издатель газеты «Голос Русской земли» (1905), член Предсоборного присутствия и Комиссии для разбора древних актов при киевском генерал-губернаторе, учредитель Киевских женских литературно-исторических общеобразовательных курсов (1906), товарищ председателя секции птицеводства и голубеводства Киевского общества любителей природы, 1-й заместитель председателя Русского общества голубиного спорта (1907), один из учредителей (1908) и член Совета Киевского религиозно-философского общества, действительный статский советник, преподаватель русской истории на Вечерних высших женских курсах А. В. Жекулиной (1910), почетный член КДА, вышел из штата КДА после конфликта с епископом Антонием (Храповицким), но продолжил читать лекции безвозмездно (1912), член редакций журналов «Христианская мысль» и «Церковно-общественная мысль» (1916–1917), работал в I, II, III и VIII отделах Предсоборного совета, возобновлен в штате КДА (1917).

В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви, участвовал в 1-й сессии, член I, II, III, VI, XII отделов.

В 1918 г. член Ученого комитета при Министерстве исповеданий Украинской Державы, председатель научной комиссии по выработке программ изучения истории Украинской Церкви, преподаватель на курсах белоруссистики для членов Белорусской военной организации в Киеве. С 1919 г. внештатный сотрудник Всеукраинской АН.

Автор более 100 печатных работ. Считал, что «основной стихией церковной жизни является свобода», соответственно, восстановление соборности не может быть осуществлено без обретения ещё одного важного основания церковной жизни — личностности, которая должна быть признана Церковью «без её относительного достоинства».

Скончался после инсульта, похоронен на Щекавицком кладбище в Киеве (не сохранилось).

Награды

Награжден орденами св. Станислава III степени (1888) и св. Анны III степени (1892).

Библиография

Сочинения
  • Автобиография; Письмо к Ф. И. Титову // ИР НБУВ. Ф. 175. — Д. 1465. — Л. 1–4, 12.
  • Прошение об открытии Киевского археологического института (1918) // ЦГИА Украины. Ф. 711. — Оп. 3. — Д. 4010. — Л. 1.
  • Памяти И. И. Малышевского // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1879. — Кн. 12.
  • «Палинодия» Захарии Копыстенского и её место в истории западно-русской полемики XVI и XVII веков». — Варшава, 1883 (магистерская диссертация).
  • О значении западно-русской богословско-полемической литературы кон. XVI и нач. XVII вв. — СПб., 1884.
  • Судебный процесс пушкарей Могилёвского королевского замка. — К., 1886.
  • Область дреговичей как предмет археологического исследования; Сведения о движении южнорусского сектантства в последние годы // Труды КДА. — 1886. — № 8, 10–11.
  • Научое значение археологических раскопок, произведенных в системе р. Сулы в Роменском у. Полтавской губ. // Труды КДА. — 1887. — № 8.
  • Новейшая постановка в печати вопроса о южнорусском сектантстве // Вера и разум. — 1887. — Т. 1. Ч. 1.
  • Владимирский сборник в память девятисотлетия крещения России. — К., 1888.
  • Владимир святой, как политический деятель». — К., 1888 (М., 2015).
  • О месте и времени крещения св. Владимира и о годе крещения киевлян. — К., 1888.
  • Великий князь Киевский Святослав Игоревич и историческое значение его богатырских подвигов. — К., 1888.
  • Крест, которым прп. игумен Сергий благословил вел. кн. Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем. — К., 1889.
  • К вопросу о годе рукоположения в Киевские митрополиты св. Макария и о месте его мученической кончины; Ответ члену съезда // Труды КДА. — 1890. — № 1, 4.
  • О высшем начале общественной православности // Странник. — 1890. — № 8–9.
  • К вопросу о выработке критерия для классификации курганов по типам.. — К., 1890.
  • О курганах Минской губернии // Календарь Северо-Западного края. — М., 1890.
  • Из археологической экскурсии в Припятское Полесье. — К., 1890.
  • Вторая археологическая экскурсия в Припятское Полесье. — К., 1891.
  • Замок князя Семена Олельковича и летописный Городец под Киевом. — К., 1891.
  • К вопросу о происхождении названия и о местоположении Киевской церкви «Св. Богородицы Пирогощей» // Труды КДА. — 1891. — № 1.
  • Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности. — К., 1891.
  • А. С. Хомяков (Речь, произнесенная в память рождения Хомякова) // Славянское обозрение. — 1892. — № 5.
  • Происхождение и первоначальная история имени Русь. — К., 1892.
  • К вопросу об историческом призвании русского народа. — К., 1893.
  • Вопрос о падении Польши в польской историографии. — СПб., 1894.
  • Значение царствования Александра III в общем ходе нашей исторической жизни. — К., 1895.
  • Покровский могильник. К., 1895; Формы погребального обряда в могильных курганах Минской губ. — М., 1895.
  • Откуда пошло спасение славяно-русского мира? — К., 1896.
  • Из заграничной жизни; Вопросы жизни и духа // Труды КДА. — 1896. — № 3, 10.
  • Отчет о деятельности Киевского славянского благотворительного общества за 1896 год. — К., 1897.
  • О кресте, которым, по словам находящейся на нем надписи, прп. Сергий благословил кн. Дмитрия на борьбу с Мамаем. — М., 1897.
  • Памяти А. С. Пушкина // Труды КДА. — 1899. — № 6.
  • О высшем начале общественной нравственности // Странник. — 1900. — № 8–9.
  • Рационализм как источник неверия и сектантства, в связи с учением о Церкви как единственной хранительнице и истолковательнице богооткровенных истин. — К., 1900.
  • Алексей Степанович Хомяков». Т. 1. Кн. 1–2. — Киев, 1902 (докторская диссертация); Т. 2. — Киев, 1913.
  • О культурном воздействии Византии на быт русских славян в курганную эпоху // Труды ХІІ Археологического съезда в Харькове. 1902. Т. 1.
  • Высшее начало, положенное в основу западнорусских Братств, и причины стремления последних к ставропигиальности // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1902. — Кн. 16. Вып. 4.
  • Религиозно-нравственное состояние Н. В. Гоголя в последние годы его жизни. — К., 1902.
  • Место А. С. Хомякова в истории русского народного самосознания. — Х., 1904.
  • Алексей Степанович Хомяков // Известия Русского собрания. — 1904. — Кн. 11.
  • Великий князь Святослав Игоревич // Книга для чтения по русской истории. — М., 1904. — Т. 1. — С. 216–232.
  • Обозрение духовных журналов // Мирный труд. — 1904. — № 9.
  • О восстановлении соборности в Русской Церкви // Церковный вестник. — 1905. — № 14.
  • Проект наиболее необходимых временных изменений и дополнений Устава православных духовных академий. — К., 1906.
  • Манифест 17 октября в историческом освещении. — К., 1906.
  • О молитве. Из системы философско-богословского мировоззрения А. С. Хомякова. — К., 1906.
  • Критический разбор «особого мнения» профессора И. С. Бердникова по вопросу о составе Собора. — К., 1906.
  • Отдельное мнение меньшинства членов 1-го отдела Предсоборного присутствия по вопросу состава Собора. — СПб., 1906.
  • Речи и доклады // Журналы и протоколы заседаний высочайше учрежденного Предсоборного присутствия (1906 г.). Т. 1–4. — СПб., 1906–1907; М., 2014.
  • Сперанский и Карамзин как представители двух политических течений в царствование императора Александра I. — К., 1907.
  • Духовенство и партийность в политике. — К., 1907.
  • Что следует понимать под так называемым «разрывом» русского интеллигентного общества с народом. — К., 1907.
  • Значение Великой Московской смуты в общем ходе политического развития допетровской Руси. — К., 1908.
  • Научная деятельность А. И. Булгакова // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. — 1908. — Кн. 20. Вып. 3.
  • Начальная страница из древнейшей истории города Чернигова. Чернигов, 1909; Военное дело у русских славян в эпоху их выступления на историческую арену // Военно-исторический вестник. — 1909. — № 1/2.
  • Речь // Памяти члена-учредителя Исторического общества Нестора-Летописца заслуженного ординарного профессора В. Б. Антоновича. — К., 1909.
  • Правда о Киевской духовной академии. — Киев, 1910.
  • Манифест 19 февраля в историческом освещении. — К., 1911.
  • Вопрос о народности в его научной постановке. — К., 1912.
  • Новое распоряжение Св. Синода (Письмо в редакцию) // Киевская мысль. — 1912 8 мая. — № 127.
  • Идеология отечественной войны // Военно-исторический вестник. — 1912. — № 4.
  • Религиозно-мистический элемент в избрании на царство Михаила Федоровича Романова // Там же. 1913. № 2.
  • Особенности поэтического творчества А. С. Хомякова // Сб. статей в честь Д. А. Корсакова. — Казань, 1913.
  • Критика начал немецкой философии школы Канта А. С. Хомякова; Гносеология А. С. Хомякова // Труды КДА. — 1913. — № 2–3.
  • О работе М. Д. Присёлкова // Там же. — 1914. — № 4.
  • Банкротство начал германской культуры и идеал русской цивилизации. — К., 1915.
  • Владимир «Красно Солнышко». — К., 1915.
  • Русские славянофилы и их значение в деле уяснения идей народности и самобытности. — К., 1915.
  • К вопросу о времени сооружения Храма св. Софии в Киеве. — К., 1916.
  • К вопросу о корнях нашей духовной немощи; С чего и как начинать церковную реформу?; На чем утверждаются отрицатели церковной реформы // Христианская мысль. — 1916. — № 3, 6, 8.
  • По поводу статьи свящ. Сергея Соловьёва «Национальные боги и Бог истинный» // Там же. — 1917. — № 3/4.
  • О соборности // Пермские Епархиальные ведомости. — 1917. — № 28/29. — С. 438–440.
  • Понятие соборности во всей полноте его объема // Всероссийский церковно-общественный вестник. — 1917. 19 ноября.