Sd.Kfz. 10

Модификация Ausf. B, буксирующая 7.5 cm PaK 40

Sd.Kfz. 10, Sonderkraftfahrzeug 10 — германский средний полугусеничный тягач периода Второй мировой войны.

Как и все полугусеничные тягачи, выпускавшиеся в годы войны в Германии, тягач Sd.Kfz. 10 имел передний управляемый автомобильный мост и гусеничный движитель. С каждого борта движителя оборудовалось по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков.

История создания

В 1932 году Demag AG из Веттера (Рур) , ожидая спрос на легкие артиллерийские тягачи, начал работу над таким вездеходом. Согласно предположениям, тягач должен был использоваться для перевозки солдат и буксировки 37-мм и 50-мм зенитных орудий, 20-мм зенитных орудий, пехотного отделения калибра 75 и 150 мм. Прототип, обозначенный как D II 1, разработанный в соответствии с этими предположениями, был готов в начале 1934 года. Он был оснащен, как и следующий прототип, рядным двигателем , карбюратором BMW 315 мощностью 28 л.с. Третий прототип был также оснащен карбюраторным двигателем BMW 319 мощностью 42 л.с., который был слишком маломощным. Поэтому был создан четвертый прототип с маркировкой D II 4, который был оснащен двигателем Maybach HL 38 TRKM. Он стал образцом транспортного средства для опытной серии, производство которой началось в 1937 году . В 1939 году, основываясь на опыте с опытными образцами и тракторами из опытного образца, была разработана окончательная версия, получившая обозначение Demag D 7 и военное обозначение Sd.Kfz. 10. Эта версия была введена в 1939 году для крупносерийного производства, которое продолжалось до 1945 года. Их производили заводы Demag AG, Adler, Büssing-NAG, MWC, Saur в Германии, а после французской оккупации также французские фабрики Lorraine, Panhard, Simca. Всего было выпущено около 17 000 машин этого типа и их версий.

Sd.Kfz. 10/4, Sd.Kfz.10/5

Прототип ЗСУ с 20-мм пушкой был построен в 1938 году. В мае 1939 года был выдан заказ на 370 машин (195 для сухопутных войск и 175 для Люфтваффе). К августу заказ был выполнен. В 1940 году для Люфтваффе выпустили последние 225 установок. Для Вермахта из 1000 заказанных машин в апреле сдали 301, в мае - 66, в сентябре - 67, в октябре - 23 и 20 в ноябре 1940 года. Дальнейшей разбивки на помесячное производство не сохранилось.