Обращение епископа Диомида

Обращение епископа Диомида (официальное название «Пора пресечь беззаконие. Обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии РПЦ МП ко всем верным чадам Святой Православной Церкви») — опубликованное 22 февраля 2007 года обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии ко «всем верным чадам Православной Церкви», подписанное правящим епископом Диомидом (Дзюбаном), игуменом Илиёй (Емпулевым), иереем Сергием Бахаревым, иереем Евгением Пилипенком, монахом Гавриилом (Ларионовым).

Обращение чрезвычайно широко освещалось в российских СМИ; некоторые эксперты указывали на правомерность некоторых поставленных в нём вопросов.

Содержание

Обращение начинается словами «Мы, клирики, монашествующие, миряне Анадырско-Чукотской епархии во главе с нашим архипастырем и отцом Преосвященнейшим епископом Диомидом, обращаемся ко всем верным во Христе чадам православной Церкви. Наше обращение вызвано той болью и скорбью, которыми сейчас наполнены души всех искренно стремящихся ко спасению православных христиан» и констатирует: «В настоящее время в Русской Православной Церкви Московской Патриархии, членами которой мы являемся, существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». Далее следует их перечисление по пунктам.

  • «Постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма, стремящееся <…> объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, „духовно“ их примирить». «В рамках этого движения совершаются совместные молитвы с еретиками, еретики присутствуют на православном богослужении <…> Учащаются приветственные „братские“ послания православных инославным <…> Проводятся совместные встречи и заседания».
  • «Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе». «Это является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме, одобрения ими глобализации, а в дальнейшем и к подчинению церковной организации единому мировому лидеру».
  • «Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти»
  • «Оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без её сознательного отречения от Бога». «Тенденция дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации (наличие старого паспорта, отказ от ИНН на храмы, монастыри)».
  • «Одобрение демократии. Призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года».
  • «Проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам „большой восьмёрки“, что является признанием их власти». При этом «Большая восьмёрка» по мнению авторов письма «является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, то есть антихриста».
  • Комментируя фразу «Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!» из обращения межрелигиозного саммита, упомянутого в предыдущем пункте, авторы письма написали: «Мы не считаем, что у нас один „Всевышний“ с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями».
  • Авторы письма выражали «своё несогласие с официальным заявлением по центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма», заявляя своё несогласие с «моральным кодексом талмуда по которому все люди кроме евреев — „гои“», «мусульманством, допускающим, например, многоженство» и «католицизмом и его моралью ордена иезуитов».
  • Авторы обращения выражали своё несогласие «с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому».
  • Реакция Патриархии и общества

    Диакон Андрей Кураев уже через два дня после публикации «Обращения» дал на него ответ, в котором отметил:

    К сожалению, Обращение епископа Диомида характеризует его как человека, который уже давно и безнадежно потерял связь с реальностью, и вряд ли это связано с отдаленностью его кафедры. Вопрос здесь в том, что он разрешает себе видеть, а что нет. Страсть тотальной подозрительности взяла над ним верх, и он все перетолковывает лишь подчиняясь этой страсти. <…> Тот, кто настроил себя только на сбор плохой информации, рискует расстаться с даром рассудительности. И тогда уже личная духовная проблема выливается в осуждение других христиан, а порой и в общецерковную боль.

    Руководство Патриархии в лице митрополита Кирилла указало на недопустимость подобного обращения в принципе. Архиерейский собор Русской Православной Церкви подготовил богословско-канонический анализ писем и обращений, подписанных Преосвященным Диомидом, епископом Анадырским и Чукотским, в котором подробно рассмотрел каждое из выдвинутых обвинений, заключив, что «документы, подписанные епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, порочат авторитет Русской Православной Церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают Церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих „на пороге“ Православной Церкви». В 2016 году протодиакон Андрей Кураев, так охарактеризовал это решение: «чукотскому епископу Диомиду заткнули рот, но по сути не ответили».

    Подробный и аргументированный ответ на «письмо епископа Диомида» опубликован православным религиоведом, преподавателем Московской духовной академии Юрием Максимовым.

    См. подробнее в статье Диомид (Дзюбан)#«Обращение» и реакция на него