Сургодь

12.03.2021

Сургодь (тат. Sırqıdı, Сыркыды) — село в Торбеевском районе Мордовской Республики. Родом из этого села классик татарской поэзии Хади Такташ и отец самого богатого человека на Украине Рината Ахметова.

Население 418 чел. (2001), в основном татары.

Расположено на левом берегу Парцы, в 13 км от районного центра и железнодорожной станции Торбеево. Название-антропоним: от дохристианского имени Сургодь (Суродей). В 1930 г. был создан колхоз им. Сталина, с 1996 г. — СХПК им. Х. Такташа. В современном селе — средняя школа, библиотека, медпункт, Дом культуры, отделение связи. В Сургодьскую сельскую администрацию входят пос. Майский (14 чел.) и д. Черёмушки (22 чел.).

Население

  • 2010 год — 329 чел.
  • 2002 год — 405 чел., татары 48 %, мордва 30 %
  • 1931 год — 3842 чел., татары
  • 1914 год — 3628 чел., 1824 дес. земли

История

До советской территориальной реформы село относилось к Зарубинской волости Спасского уезда Тамбовской губернии.

Точно известно, что в 1834 г. в селе была мечеть, так как в упомянутом году татарин А. Инакаев вёл переписку с ОМДС об утверждении его имамом в местной соборной мечети. В 1862 г. в селе была всего одна мечеть, однако уже в 1881 г. был утвержден проект постройки третьей мечети, а в 1907 г. — четвертой. Имамы всех мечетей были из рода Янакаевых.

В 1862 г. в селе в 180 дворах проживали 1354 человека. Но уже в начале XX в. татарское население Сургоди Спасского уезда составляло 2580 душ обоего пола. В этом селе имелось две татарские школы, в одной из которых обучалось 60, а в другой 28 мальчиков. Преподаванием занимались местные муллы Абубакир Янакаев и Садреддин Уваркин. Обучение велось по старому методу. Сами школы состояли в ведении инспектора народных училищ, со стороны которого и происходил весь контроль действий за обучающим процессом.

У крестьян сц. Сургоди существовало подворно-наследственное землевладение. Однако, к концу XIX в. вследствие произошедшего крайнего раздробления земельной собственности татарам пришлось переделить землю по душам. К такому решению не присоединились домохозяева, у которых сохранились довольно крупные участки. По переписи 1882 г. оказалось, всех домохозяев (вместе с русскими) было 286 человек, из этого числа 227 человек состояли в земельной общине. Лишь 59 домохозяев имели отдельно от общинников наследственные подворные участки земли, которых не коснулись передел. В участковом землевладении сц. Сургоди к концу XIX в. имелась 181 десятина земли.

Проживающие в селе татары занимались земледелием и, будучи окружены мокшей и русскими, вдали от больших центров мусульманского населения, ничем не отличались от мокши и русских в экономическом отношении.