Смелянский, Давид Яковлевич

Давид Яковлевич Смелянский (родился 12 июля 1947, Одесса, Украинская ССР, СССР) — российский театральный продюсер и менеджер. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000).

Генеральный директор Российского государственного театрального агентства, генеральный продюсер Московского театра Et Cetera и Московского театра мюзикла, художественный руководитель — генеральный продюсер фестиваля искусств «Балтийские сезоны», генеральный продюсер музыкального фестиваля Crescendo.

Кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой продюсерства и менеджмента исполнительских искусств Российского института театрального искусства — ГИТИС.

Осуществил проекты с Государственным академическим Большим театром России, МХТ им. А. П. Чехова, театрами «Ленком», Comédie Française (Франция), La Scala (Италия), Piccolo Teatro di Milano (Италия), «Гешер» (Израиль), театром Шота Руставели (Грузия), театром-цирком «7 Пальцев» (Канада).

Работал с Аркадием Райкиным, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Юрием Темиркановым, Андреем Кончаловским, Робертом Стуруа, Глебом Панфиловым, Сергеем Юрским, Инной Чуриковой, Александром Калягиным, Славой Полуниным, Валерием Гергиевым, Денисом Мацуевым, Евгением Кисиным, Владимиром Спиваковым, Юрием Башметом, Петером Штайном, Важди Муавадом, Александром Морфовым, Оскарасом Коршуновасом, Раймондом Паулсом, Эдуардом Артемьевым и другими.

Организовал гастроли более тысячи спектаклей в России и за рубежом (США, Израиль, Германия, Испания, Латвия, Эстония, Грузия, Украина, Казахстан, Венесуэла, Мексика, Куба, Колумбия, Коста-Рика, Аргентина, Франция).

Биография

Родился 12 июля 1947 года в Одессе (Украина). Отец — Смелянский Яков Тимофеевич (1926 г. рожд.). Мать — Смелянская Клара Давидовна (1929—1985). Супруга — Котикова Тамара Григорьевна (1945 г. рожд.). Дочь — Смелянская Анна Давидовна (1981 г. рожд.).

После средней школы Д. Смелянский начал обучение в техникуме промышленной автоматики. Бросил учёбу, поняв, что эта профессия не для него, и поступил в студию киноактера при Одесской киностудии. Одновременно работал слесарем на заводе.

Отслужив в армии, уехал в Ленинград и в 1969 году поступил на факультет экономики Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

После четвёртого курса института в 1972 г. Д. Смелянский уехал в Смоленск, где начал свою профессиональную деятельность в качестве администратора Смоленского областного драматического театра (1972—1976).

Из Смоленска Д. Смелянский переехал в Пензу, где стал главным администратором Пензенского областного драматического театра. Затем его пригласили в Ленинград — здесь Д. Смелянский стал заместителем директора Ленинградской государственной областной филармонии, а позже — директором Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

В 1986 году Д. Смелянский переехал в Москву, где стал директором Московского государственного театра миниатюр, который сегодня известен как Московский театр «Сатирикон». Здесь он работал с Аркадием Исааковичем Райкиным и впервые организовал его гастроли в США.

В 1990 году Д. Смелянский возглавил Дирекцию фестивалей и программ Союза театральных деятелей СССР. В этом качестве в 1992 году он провел первый Театральный фестиваль имени А. П. Чехова.

В 1992 году Д. Смелянский выступил учредителем и организатором Российского театрального агентства, которое в 1994 году получило статус государственного учреждения культуры. Российское государственное театральное агентство (РГТА) организует музыкальные и театральные фестивали, участвует в создании и прокате театральных постановок, организует гастроли театров и музыкальных коллективов в России и за рубежом. Оно ежегодно привлекается Правительством Москвы и Министерством культуры Российской Федерации для производства крупных театральных проектов и концертных программ. За годы своей деятельности Российское государственное театральное агентство организовало и провело более 500 мероприятий. Д. Смелянский возглавляет агентство по сей день.

Благодаря Д. Смелянскому в Москве в 90-е годы XX века стали создаваться свободные артистические группы, нацеленные на производство конкретного спектакля.

В 1995 году Д. Смелянский стал инициатором строительства Школы оперного искусства Галины Вишневской, которую он затем возглавил и являлся её директором в течение четырёх лет.

В год празднования 850-летия Москвы (1997) Д. Смелянский выступил продюсером глобального музыкального действа на Красной площади «Наша древняя столица». Режиссёром-постановщиком шоу стал А. Кончаловский. В празднике, прямую телетрансляцию которого осуществил канал «Россия», приняли участие Ю. Башмет, Е. Кисин, М. Касрашвили, Н. Михалков, И. Кобзон, М. Магомаев, В. Гергиев и ещё более 2000 артистов. Также прямая трансляция действа велась каналом BBC на столицы мира.

С 1999 года Д. Смелянский являлся организатором проведения Дня славянской письменности и культуры в городах России. Праздничные концерты были ежегодными, а прямая трансляция велась телеканалом «Культура» на 51 регион России.

В феврале — марте 1999 г. на сцене Самарского театра оперы и балета состоялась мировая премьера оперы Сергея Слонимского «Видения Иоанна Грозного», продюсером которой стал Д. Смелянский, музыкальным руководителем и главным дирижёром — М. Ростропович, а режиссёром-постановщиком — Р. Стуруа. В процессе подготовки проекта Агентство Д. Смелянского осуществило техническое руководство реконструкцией и модернизацией сцены Самарского театра оперы и балета. Телеканалом «Культура» был снят документальный фильм «От репетиции — к репетиции» о работе творческой группы над созданием спектакля (фрагмент прямой трансляции оперы).

В июле 2002 г. Д. Смелянский выступил в качестве автора идеи и продюсера первой в России постановки под открытым небом в «живых» декорациях Святогорского монастыря оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» Большого театра России. Во время спектакля по телеканалу «Культура» велась прямая телевизионная трансляция. Также был снят телевизионный документальный фильм о процессе подготовки оперы «Восхождение к премьере».

В 2005 году РГТА под руководством Д. Смелянского стало инициатором проведения фестиваля представителей нового поколения русской исполнительской школы Crescendo, художественным руководителем которого выступил знаменитый пианист Д. Мацуев. С тех пор фестиваль проходил в Пскове, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Кемерово, Одессе, Тель-Авиве, Нью-Йорке. В 2007 году фестиваль Crescendo состоялся во Франции и был посвящен 100-летию русских исторических филармонических концертов в Париже, ставших началом дягилевских «Русских сезонов».

В 2003 г. Д. Смелянский первым в России был удостоен Дягилевской премии «За возрождение профессии театрального продюсера в России».

C 2005 года Д. Смелянский является генеральным продюсером Московского театра Et Cetera (художественный руководитель театра — А. Калягин), где в 2009 году осуществил постановку российской версии бродвейского мюзикла The Produсers («Продюсеры»). Спектакль был удостоен главной национальной театральной премии России «Золотая Маска» в четырёх номинациях категории «Оперетта-мюзикл»: «Спектакль», «Работа режиссёра» (Дмитрий Белов), «Женская роль» (Наталья Благих), «Мужская роль» (Егор Дружинин), премий «Музыкальное сердце театра» и «Гвоздь сезона».

В 2010 году Д. Смелянский совместно с Большим театром реализовал проект «Псковитянка»: опера Н. А. Римского-Корсакова была исполнена на территории Псковского кремля под открытым небом в специально созданных декорациях, имитирующих исторические сооружения. Для проекта был построен амфитеатр на 4000 мест. Трансляцию оперы вел телеканал «Культура».

В 2010 году в издательстве «Книжный клуб 36.6» вышла книга «Авантюрист поневоле, или Беседы о том, как я стал продюсером», в которой Д. Смелянский рассказал о становлении профессии продюсера в России и своей продюсерской карьере.

В 2012 году в Москве Д. Смелянский совместно с Михаилом Швыдким открыл первый в России театр, полностью посвященный жанру мюзикла. В Московском театре мюзикла М. Швыдкой стал художественным руководителем, а Д. Смелянский — генеральным продюсером театра.

В 2017 году Д. Смелянский стал организатором проекта «Русский театр. Без границ», в рамках которого будут осуществляться постановки спектаклей в русских театрах за рубежом силами выпускников РИТИ-ГИТИС. Первые спектакли будут поставлены в Азербайджане, Белоруссии и Эстонии.

Сегодня Д. Смелянский остается одним из самых видных российских театральных продюсеров. М. Ростропович называл его «Дягилевым наших дней»: по словам музыканта, это «великий провокатор», который, «как когда-то Дягилев, умеет провоцировать людей на творчество» и «занимает в русском театре то место, которое занимал в американском театре продюсер Джозеф Папп — создатель знаменитых бродвейских мюзиклов и Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля. Д. Смелянский первым осуществил смелые театральные постановки по совершенно новым организационным принципам».

Награды

Проекты