LEO I

LEO I (сокр. от англ. Lyons Electronic Office I) — один из первых британских компьютеров, первый компьютер, использованный для обработки коммерческих данных в 1951 году. По конструкции очень близок к кембриджскому компьютеру EDSAC.

Исходный проект

В 1947 году J. Lyons and Co., одна из лидирующих в Соединённом Королевстве компаний поставщиков и производителей пищевых продуктов первой половины XX века, отправила двух своих старших управляющих в США на поиски новых методов ведения бизнеса, разработанных в течение Второй мировой войны. Во время визита они случайно натолкнулись на цифровые вычислительные машины, использовавшиеся исключительно для инженерных и математических вычислений. Они разглядели потенциал компьютеров в помощи в решении проблем управления крупным торгово-промышленным предприятием. Также они были осведомлены, что Кембриджский университет в Великобритании уже создаёт такую машину, один из первых компьютеров EDSAC.

После своего возвращения в штаб-квартиру в Лондоне они порекомендовали совету директоров Lyons приобрести или сконструировать компьютер для удовлетворения коммерческих нужд компании. Предложение поддержали и было решено, что Кембриджский университет получит финансовую поддержку, если Математическая лаборатория университета поможет в реализации инициативы Lyons.

Университет обеспечил обучение и поддержку инженерам Lyons. В 1949 году они имели основу для создания работающего компьютера спроектированного специально для обработки коммерческих данных и 17 ноября 1951 года этот компьютер выполнил своё первое коммерческое приложение. Он был назван LEO — Lyons Electronic Office, что переводится как Электронный офис компании Lyons.

Технические характеристики

LEO I работал с тактовой частотой 500 кГц, большинство инструкций выполнялись за 1,5 мс. Чтобы быть применимым для коммерческих приложений, компьютер должен был быть способным оперировать одновременно несколькими потоками данных, как входящих, так и исходящих. Поэтому его главный конструктор доктор Джон Пинкертон, спроектировал машину с множеством буферов ввода-вывода. В первом экземпляре они были соединены со скоростными считывателями бумажной перфоленты и перфораторами для неё, скоростными считывателями перфокарт и перфораторами для них, и табулятором, печатающим 100 строк в минуту. Позднее были добавлены другие устройства ввода-вывода, включая устройства для работы с магнитной лентой. Его сверхбыстрая, по тем временами, память на линиях задержки была изготовлена из трубок со ртутью, вмещающей 2K (2048) 35-битных слов (то есть 8,75 Кб) данных, что было в 4 раза больше чем у EDSAC.

Применение и потомки

Изначально Lyons использовала LEO I для расчёта цен, но затем его роль расширили до расчёта зарплаты сотрудников, учёта товаров и т. д. Одной из первых задач LEO I была обработка ежедневных заказов, которые сообщались магазинами сети каждый день после обеда и использовались для расчёта требований количества продукции на следующий день, сбор распоряжений, графики поставок, обработка счетов-фактур, стоимости и отчётов руководителей. Вероятно, это была первая интегрированная информационная система управления совмещённая с компьютеризированным центром обработки звонков. Проект LEO был также одним из первых в области аутсорсинга — в 1956 году Lyons начала выполнять на LEO I расчёты заработной платы для британского отделения Ford, а затем и для других. Видя успех этого, компания выделила одну из машин LEO II в сервисный вычислительный центр. Позже система использовалась и для научных расчётов.

В 1954 году, с решением продолжить с LEO II и интересом к этой области других компаний, Lyons сформировала LEO Computers Ltd. Первый компьютер LEO III был выпущен в 1961 году. Это была полупроводниковая ЭВМ с памятью на магнитных сердечниках. Она микропрограммировалась и управлялась многозадачной операционной системой. В 1963 году LEO Computers Ltd подверглась слиянию с English Electric, что послужило причиной распада команды, создавшей компьютеры LEO. English Electric продолжила производить LEO III, и пошла далее, разработав более быструю модель LEO 360 и ещё более быструю LEO 326, спроектированные командой LEO ещё до слияния. Все компьютеры LEO III позволяли одновременное выполнение до 16 программ посредством операционной системы, называвшейся Master program. Несколько из них продолжали применяться для обработки коммерческих данных в British Telecom вплоть до 1981 года. Многие пользователи с любовью вспоминают LEO III и восторгаются некоторыми его причудливыми особенностями, например, громкоговорителем подключенным к центральному процессору, который издавал характерный звук, сообщавший операторам, что программа зациклилась. English Electric LEO Computers Ltd впоследствии слилась с International Computers and Tabulators (ICT) и другими, став в 1968 году компанией International Computers Ltd (ICL).