Мост Мапуту—Катембе

13.03.2021

Мост Мапуту—Катембе (порт. Ponte de Maputo a Katembe) — висячий мост через бухту Мапуту на юге Мозамбика. Мост соединяет столицу Мозамбика Мапуту, находящуюся на северном берегу, с расположенным на южном берегу её пригородом Катембе. Строительные работы начались в 2014 году, официальное открытие моста состоялось 10 ноября 2018 года. Строительные работы выполняла Китайская корпорация по строительству мостов и дорог. Большая часть проекта финансировалась за счёт кредитов китайского Эксим банка.

Этот мост является самым длинным подвесным мостом на африканском континенте, заменившем по этому показателю построенный в 1983 году в Демократической Республике Конго мост Матанди.

История

Постройка моста через бухту Мапуту — аналога моста 25 апреля через реку Тахо в Лиссабоне — планировалась уже много лет. В 1989 году Всемирный банк профинансировал план урбанизации Мапуту, включавший строительство моста.

Только благодаря окончанию гражданской войны, многочисленным инвестициям в ходе газового и нефтяного бума, и связанного с этим сильного экономического подъёма в Мозамбике, правительство страны смогло заняться этим проектом. Правительство объявило о своей заинтересованности в проекте в ноябре 2008 года

В результате визита в 2010 году тогдашнего премьер-министра Португалии Жозе Сократеша изначально планировалось финансирование со стороны Португалии. Однако, из-за масштабного финансового и бюджетного кризиса в стране это обязательство выполнить не удалось. После визита в августе 2011 года президента Мозамбика Арманду Гебузы в Китайскую Народную Республику обе страны договорились о финансировании проекта Китаем.

Первые подготовительные работы начались в июне 2014 года. После некоторых задержек, особенно при переселении жителей в районе Мапуту Маланге — мост был открыт 15 ноября 2018 года.

Описание конструкции

Четырёхполосный подвесной мост длиной 3041 метр пересекает залив на высоте 60 метров. Северный виадук имеет длину 1097 метров, построен в форме буквы S и соединён с кольцевой развязкой Praça 16 de Junho (соединённой с шоссе EN1/EN2/EN4) в районе Мапуту Маланге. Южный виадук имеет длину 1264 метра и состоит из сборных элементов. Он напрямую связан с дорогой, ведущей в Понта-ду-Ору.

Первоначально опоры также планировались и в самой бухте, но после изменения плана их убрали, чтобы на создавать помех судоходству. Между двумя пилонами, расположенными на берегу, пролёт проходит 680 метров без опор Это делает его самым длинным подвесным мостом в Африке. Каждый из основных поддерживающих тросов соединён прочным анкерным блоком со стальными конструкциями на севере и на юге. Чрезвычайно высокие нагрузки потребовали свайного фундамента диаметром от 1,5 до 2,2 м. Сваи погружены в дно залива на 110 метров, высота двух пилонов составляет 141 метр, проезжая часть находится на высоте 40 метров. Отдельные сборные стальные элементы проезжей части имеют ширину 25,6 м и длину 12 м. Они были изготовлены в Китае и устанавливались с корабля.

Проект также включал продление дороги от Катембе до пограничного города Понта-ду-Ору (129 км) и между Боане и Бела Виста (63 км), включая мосты через реки Мапуту, Фути и Умбелузи. После завершения строительства моста стало возможным продление через него магистральной дороги EN1 до Понта-ду-Ору.

Последствия постройки моста

Хотя Катембе и входит в состав Мапуту, пространственное разделение двух частей города имеет огромное значение. В то время, как центр Мапуту и особенно его центр сильно урбанизирован и насчитывает два миллиона жителей, на другом берегу залива большинство зданий одноэтажные, а дороги не имеют твёрдого покрытия. По оценкам, в настоящее время в Катембе проживает от 15 000 до 20 000 человек.

Согласно стратегическому плану застройки Катембе приблизительно 9 510 000 м² (и, таким образом, 58,95 общей площади) должны быть зарезервированы под жильё. 3 200 000 м² (20,3% общей площади) предназначены для сферы услуг, 1 880 000 м² (11,7%) — для промышленности.

Продление дороги до Понта-ду-Ору и Квазулу-Натал (Южная Африка) значительно сократит время нахождения в пути. Совместный туристический план с южноафриканской провинцией Квазулу-Натал и Королевством Свазиленд направлен на привлечение большого числа посетителей на юг Мозамбика.

Награды

Мост привлёк всемирное внимание и признание в среде специалистов. В дополнение к премии FULTON 2017 и 2019 —высшей награде за бетонные конструкции в государствах юга Африки — в июне 2019 года в Нью-Йорке мост был также награждён «Премией за заслуги» журнала Engineering News-Record (ENR) как победитель в категории «Лучшие проекты мира»