Авито

13.03.2021

Авито — интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и резюме на рынке труда, а также услугах от частных лиц и компаний, занимающий второе место в мире и первое в России среди онлайн-классифайдов. Товары, предлагаемые к продаже на «Авито», могут быть новыми и бывшими в использовании. В феврале 2021 года на «Авито» было размещено 72,5 млн активных объявлений.

Авито является частью OLX Group, принадлежащей южноафриканской компании Naspers, которая объединяет сайты объявлений в разных странах мира. В России компания действует через ООО «КЕХ еКоммерц», головной офис которой расположен в Москве. Численность персонала на декабрь 2020 года составляет более 2200 человек.

История

«Авито» (Avito) был создан 15 октября 2007 года. Основали компанию Йонас Нордландер и Филип Энгельберт. Идея открыть собственный бизнес появилась у Йонаса ещё в 1998 году. Спустя год он вместе с друзьями создал интернет-аукцион Tradera.com, который в 2006 году был продан компании Ebay за 48 млн долларов. В 2007 году Йонас посетил Россию и увидел в ней перспективный рынок с большим потенциалом развития, даже несмотря на небольшие показатели проникновения интернета в стране на тот момент (в пределах 20-25 %). Вернувшись в Швецию после визита в Россию, Йонас начал встречаться с инвесторами и продвигать идею создания сайта объявлений. Одним из инвесторов был Филип Энгельберт, на тот момент работавший в компании, купившей справочники Yellow Pages. Йонас и Филип объединили усилия и вместе создали «Авито».

Запущенный в 2007 году сайт «Авито» специализировался на товарах повседневного спроса. Также, помимо публикации объявлений, на сайте присутствовала возможность размещения аукционов. Уже в 2009 от этой функции было решено полностью отказаться, вместо этого руководство компании сфокусировалось на работе с объявлениями.

В 2010 году ежемесячная аудитория сайта расширилась до 10 млн уникальных посетителей. Компания получила инвестиции в размере 26 млн долларов от шведского концерна Investment AB Kinnevik и фонда Northzone Ventures. На украинском рынке был запущен проект TORG.ua, позднее объединённый с OLX.ua

В 2011 были запущены мобильная версия сайта и мобильное приложение, а также сервис «Магазины» с возможностью создания витрин для товаров. В 2012 году портал вошел в ТОП-5 самых посещаемых ресурсов русского сегмента интернета после ВКонтакте, Одноклассников, Mail.ru и Яндекса. На сайте были запущены категории «Авито Авто» и «Авито Недвижимость».

Компания привлекла дополнительные 75 млн долларов инвестиций от Accel Partners и Baring Vostok Private Equity Fund.

Также в 2012 году «Авито» запустила сайт Avito.ma в Марокко, который стал крупнейшим сайтом объявлений в этой стране. В 2013 году произошло слияние «Авито» и ресурсов OLX.ru и Slando.ru, принадлежащих южноафриканскому холдингу Naspers, под одним брендом — «Авито». Взамен Naspers получил 17,8 % компании. Запустились новые вертикали «Авито Услуги» и «Авито Работа». 15 мая 2014 года состоялся запуск совместного проекта «Авито» и компании Korbitec, входящей в группу Naspers, — сайта объявлений о недвижимости Domofond.ru. Решение о развитии нового портала было связано с намерением создать специализированный сайт объявлений федерального масштаба.

В конце 2014 года ресурс TORG.ua, принадлежавший «Авито», был продан группе Naspers и объединён с сайтом OLX.ua. «Авито» вошла в ТОП-5 российских работодателей по итогам исследования «Best Employers Study». Компания также заняла 10-е место в рейтинге крупнейших интернет-компаний в России по версии Forbes.

3 июля 2015 года состоялся запуск сервиса контекстной рекламы «Авито Контекст». С весны 2015 года для повышения качества контента на «Авито» началось введение платы за размещение бизнес-объявлений. При этом для обычных пользователей, которые продают личные вещи, была сохранена возможность бесплатного размещения в разных категориях. В июле 2015 года «Авито» продал свою долю в марокканском проекте Avito.ma. В роли покупателя выступила скандинавская группа Schibsted. 1 октября компания объявила о покупке логистического агрегатора CheckOut.

23 октября медиахолдинг Naspers подписал соглашение о приобретении контрольного пакета акций компании «Авито», увеличив свою долю с 17,8 % до 67,9 % посредством полного выкупа долей у фондов Kinnevik (владел 31,2 %), AccelPartners (4,3 %), Northzone (5,7 %) и приобретения акций у других инвесторов. 9 ноября 2015 года ФАС РФ опубликовала решение об одобрении сделки.

В сентябре 2016 года «Авито» стал единственным владельцем сайта Domofond.ru. Акции были выкуплены у прежних акционеров и соучредителей Domofond.ru — компании Property24, принадлежащей южноафриканской группе Naspers, и двух миноритарных акционеров.

Весной 2018 года «Авито» запустил сервис доставки товаров от продавцов к покупателям по более чем 650 городам России. В июне 2018 года «Авито» объявил о запуске услуги по онлайн-бронированию квартир для посуточной аренды. В сентябре 2018 года на «Авито» появилась система отзывов и рейтингов продавцов, в которой покупатели оценивают совершенную сделку. В октябре 2018 года компания расширила сеть доставки до 3600 пунктов выдачи.

25 января 2019 года южноафриканский холдинг Naspers стал владельцем 99,6 % в капитале «Авито».

13 января 2020 года «Авито» купил контрольную долю (51 %) в российской ИТ-компании MaxPoster, которая занимается автоматизацией дилерского бизнеса по продаже автомобилей с пробегом. В декабре 2020 компания купила 25% в сервисе для поиска временных работников GigAnt, также компании договорились запустить совместный сервис по поиску временных исполнителей в пиковые часы нагрузки, который станет частью «Авито Работа».

В феврале 2021 «Авито» анонсировал появление маркетплейса на платформе своего сервиса, начав внедрять транзакционную модель взаимодействия профессиональных продавцов и покупателей.

Статистика и финансовые показатели

Ежемесячная аудитория «Авито» составляет более 47 млн пользователей, за год на сервисе совершается 63 млн сделок. По данным AppAnnie, 19 млн пользователей ежемесячно заходят на «Авито» с мобильных устройств.

По данным компании, в 2016 года пользователи «Авито» продали товаров на сумму, равную около 1,4 % ВВП России.

На ноябрь 2018 года доля «Авито» на рынке продажи автомобилей России составляет 44 %. За 2018 год число пользователей «Авито» выросло с 32 млн до 35 млн человек в месяц.

В 2015-2019 годах российский Forbes ставил сервис на третье место (после Mail.Ru Group и Яндекса) в списке самых дорогих компаний рунета. К февралю 2021 года стоимость «Авито» составила 4,9 млрд долларов.

Руководство

Генеральный директор Авито (ООО «КЕХ еКоммерц») — Правдивый Владимир Анатольевич.

Сервисы и приложения

В 2019 году на «Авито» представлено 10 категорий объявлений: «Личные вещи», «Транспорт», «Недвижимость», «Работа», «Услуги», «Для дома и дачи», «Бытовая электроника», «Хобби и отдых», «Животные», «Для бизнеса». Сайт имеет несколько сервисов для пользователей и бизнеса:

  • Тарифы — сервис, объединивший в себе ежемесячные пакеты размещений и возможность открыть свой магазин на платформе «Авито».
  • Доставка — сервис доставки товаров от частных и профессиональных продавцов к покупателям.
  • Онлайн-бронирование жилья — сервис для выбора даты заселения и оплаты онлайн.

Автотека

Cервис для проверки автомобилей по VIN и госномеру, предоставляющий данные об истории эксплуатации и юридической чистоте транспортного средства. Создан в 2016 году сервисом объявлений «Авито» совместно с крупнейшими автомобильными дилерами — «Рольф», «Автомир», Genser, «Независимость», «Транстехсервис» и «Ключавто».

Сервис включает информацию о юридической чистоте автомобиля (проверку на угоны, ДТП, уплату налогов, залоговую историю), об оплате парковок, наличии неоплаченных штрафов, но и данные о техобслуживании — от прохождения техосмотра до перечня кузовных работ, также история объявлений о продаже конкретного автомобиля на «Авито». Эту информацию передают в «Автотеку» партнеры проекта – 1500 официальных дилеров и около 500 независимых сетевых техстанций.

В октябре 2017 года сервис начал сотрудничество с НБКИ. Стала доступна информация из базы залоговых автомобилей и другого движимого имущества НБКИ. В феврале 2018 года ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) и «Автотека» объединяют автомобильные базы данных. 80% «Автотеки» останется у «Авито», 20% перешло РОАД. В августе 2020 года Росстандарт и «Автотека» подписали соглашение — они будут совместно оповещать о начале отзывов автомобилей.

Мобильные приложения

  • «Авито» для iOS, Android
  • Domofond