АК1-3
АК1-3 — украинский двухместный вертолёт производства компании «ООО КБ Аэрокоптер», г. Полтава.
В июне 2006 года Госавиаслужбой Украины выдан сертификат ТП-0008, что позволяет использовать АК1-3 в коммерческих и любительских целях на территории Украины. Вертолёт отвечает требованиям АП-27 и отвечает международным стандартам уровня шума.
Лёгкий вертолёт предназначен для различных видов работ: сельскохозяйственных, лесопатрулирования, пожаротушения, мониторинга трубо- и нефтепроводов.
История
Разработкой вертолёта коллектив OOO КБ «Аэрокоптер» занимался с 1999 по 2003 год. Было создано две экспериментальные модели. Первая из них находится в Кременчугском лётном колледже и служит наглядным пособием, а вторая – в частной собственности, летает во Франции.
Одна из экспериментальных моделей была представлена в 2004 году в Харькове на чемпионате Украины по вертолётному спорту и заслужила положительную оценку Сергея Сикорского – сына знаменитого авиаконструктора Игоря Сикорского. Сергей Игоревич был в числе именитых гостей, приглашённых на соревнования.
Стоимость АК1-3 составляет около 150 тыс. долларов (2011 год). Аналогичные американские вертолёты Robinson R22 стоят 258 тыс., Sikorsky S-300 – 300 тыс. Первыми заказчиками компании были преимущественно частные лица, а в последнее время этой моделью заинтересовались авиакомпании, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия. Была разработана навесная авиахимаппаратура и в 2011 году был построен первый экземпляр АК1-3 с таким оборудованием для Узбекистана.
В августе 2009 года Организация авиационной и космической промышленности (ОАКП) Ирана подписала контракт с OOO КБ «Аэрокоптер» о предоставлении технологии производства вертолётов АК1-3 для последующего налаживания производства на своей территории.
В ноябре 2009 года компания Perla Group International Ltd. (ОАЭ, Дубай) объявила о покупке 100% акций украинского производителя лёгких двухместных вертолётов «Аэрокоптер». Данная сделка позволит покупателю освоить производство авиатехники в ОАЭ. Для арабской компании в первую очередь была важна покупка не производственных мощностей, а технологии.
КБ «Аэрокоптер» планирует до весны 2012 года создать вертолёт АК-2 «Витязь». Вертолёт будет представлять собой модернизацию АК1-3 «Слава». На вертолёт будет установлен более мощный двигатель Subaru и планируется также заменить лопасти на более тяжелые, что позволит улучшить параметры авторотации. Дальность полёта нового вертолёта планируется оставить такой же (340 км), а грузоподъёмность на внешней подвеске вырастет в два раза (до 200-250 кг).
Конструкция
Оснащён поршневым бензиновым двигателем EJ-25 «Subaru», мощностью 156 л.с.(110 кВт) работающий на автомобильном бензине с октановым числом 95 и доработанный под данную конструкцию. Мощность от двигателя передается на приводной вал главного редуктора через ременную передачу с обгонной муфтой. Несущий винт состоит из трёх лопастей. Лопасти выполнены из композиционных материалов.
ЛТХ
Вертолёт способен подняться на высоту 4700 м с двумя пассажирами и 50 кг груза. Ширина кабины на уровне плеч — 1200 мм. Установлены системы обогрева и вентиляции с обдувом остекления. Длина вертолёта с учётом лопастей – 8,09 м, диаметр несущего винта – 6,84 м. При хранении вертолёта в ограниченном закрытом пространстве (гараже, боксе) и транспортировке предусмотрена возможность быстро снять лопасти. При снятых лопастях машина вписывается в пространство длиной 5,68 м, шириной 1,65 м и высотой 2,27 м. Для посадки АК1-3 необходима площадка размером всего 15х15 м.
На вертолёте установлен поршневой двигатель жидкостного охлаждения, работающий на автомобильном бензине с октановым числом не менее 95. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет выполнять полёты в простых метеоусловиях днём по правилам визуальных полётов в диапазоне температур от –25 до +35 градусов Цельсия.
Дальность полета: 350 км за 2 часа 20 минут. Расход горючего: 24—32 литра в зависимости от режима эксплуатации. В среднем 30 литров в час или 17 л на 100 км.
Масса пустого вертолёта — 390 кг, его можно транспортировать на небольшом автоприцепе для легкового автомобиля и этот же прицеп использовать как мобильную взлетно-посадочную площадку.
Расчётный ресурс эксплуатации вертолёта до капитального ремонта — 2000 часов. Гарантийный ресурс агрегатов – 100 часов или 12 календарных месяцев.
Сравнение с аналогами
Эксплуатанты
- Украина — Воздушные силы Украины, МЧС Украины, МВД, Государственная пограничная служба Украины.
- Россия — 3
- Франция — 3
- ЮАР — 5 (приобрел Альберт Кусто, родственник легендарного капитана Жак-Ива Кусто)
- США — 1
- Чехия
- Канада
- Австралия
- Узбекистан
- Австрия
- Бельгия
- Италия
- Турция
- Грузия
- Азербайджан
- Туркмения
Катастрофы
Изображения
АК1-3 на 3-й Международной выставке вертолётной индустрии HeliRussia 2010: