Симферопольский автобус

13.03.2021

Симферопольский автобус — крупная система городских и пригородных автобусов города Симферополя, связывает отдалённые районы с центром города, большинство маршрутов проходят из одного конца города в другой. Также автобусы охватывают районы (такие как микрорайоны Украинка, Петровская балка, Пневматика, Ак-Мечеть, Фонтаны, Битумное, п/ф Южная улиц Маршала Жукова, Героев Сталинграда, 51-й армии), которые не имеют троллейбусного сообщения.

В Симферополе действует два автобусных предприятия, городские маршруты облуживает МУП Горавтотранс и ГУП РК «КрымТроллейбус», а также ГУП обслуживает междугородние маршруты.

История

Запуск первых автобусов

Первый автобус в Симферополе появился в 1935 году на пригородном маршруте Симферополь — Карасубазар. В то время автобусная станция находилась на месте Центрального универмага (ЦУМ). В Симферополе практически отсутствовали городские маршруты, поскольку в городе действовало трамвайное сообщение, 4 маршрута которого охватывали весь город.

Развитие автобусного движения

Масштабное развитие автобусных маршрутов началось в 1970 году когда было закрыто трамвайное движение, а троллейбусные маршруты обслуживали не весь город. В это время в Симферополе начали появляться новые микрорайоны Героев Сталинграда, Маршала Жукова, Залесская, и автобус стал в этих районах основной транспорт, так как туда не был протянут электротранспорт.Автобусный парк стал пополнялся новыми Венгерскими автобусами Ikarus 180 и Ikarus 556.Для улучшения транспортного обслуживания в Симферополе начали работу два автобусных парка: АТП 14327 (городские маршруты) и АТП 14329 (пригородные маршруты). В 1973 году в Симферополь стали поступать новые современные автобусы Ikarus 260 , а с 1977 года Ikarus 280.

В конце 80-х в Симферополь поступили автобусы Ikarus 263.

Кризис 90х

В 1990 году. в городе работали 10 маршрутов, которые обслуживали районы города не имеющего движения электротранспорта. В начале 90-х автобусный парк получил новые автобусы ЛиАЗ-5256.00 и ЛАЗ-42021, которыми смогли частично обновить автобусный парк.

В 1995 году открылись новые автобусные маршруты № 5 Центральный рынок — Пневматика, № 7 Центральный рынок — Ак-Мечеть, № 10 Загородный — Автовокзал, № 12 пл. Советская — Хошкельды. Не смотря на открытия новых маршрутов стали сокращаться старые, маршрут № 2 был сокращён до пл. Советской, но вскоре был возвращён на ул. Залесская.

Конец 90-х для Симферопольского автобуса стал самым тяжёлым периодом за всю историю. Из состава крупнейшего автотранспортного предприятия Крыма ГП Крымавтотранс были выведены АТП 14327 и АТП 14329, первый вошёл в коммунальную собственность города а второй в республиканскую. В 1998 году и за отсутствия финансирования перестал обновляться автобусный парк, старые автобусы начали списываться а в замен новые не поступали, начали сокращаться маршруты, а некоторые вовсе отменялись. К этому времени в городе начали действовать маршрутные такси, и автобусный парк уничтожался в угоду частных перевозчиков.

Закрытие в 2000х

В 2000-м году АТП 14327 было передано частной фирме Аспект, которая обещая обновит автобусный парк и развивать автобусные маршруты начала уничтожать автобусное движение. К 2001 году сократилось количество автобусов на маршрутах, уменьшились само количество маршрутов и в место десяти маршрутов остался один.

2002 году АТП 14327 было признано банкротом и прекратило свое существования, для поддержки автобусных перевозок на городские маршруты № 1 улица Маршала Жукова — НАПКС, № 2 Луговое — «3алесская», № 7 улица 51 Армии] — «улица Залесская» начал выпускать автобусы пригородный автобусный парк АТП 14329, и многие пригородные маршруты стали отправляться от площади Куйбышева в восточном направлении. Также была оказана помощь в Западном направлении для доставки пассажиров из пригородных сёл, Бахчисарайское АТП 14340 направило пригородные маршруты до Центрального рынка, а отправление производилось от остановки завод «1-го Мая». В 2003 году АТП 14329 прекращает перевозки по городским маршрутам. Этим временем в Симферополе появляются всё больше маршрутных такси, которые становятся популярными у жителей города, 118 маршрутов охватили все районы, давая пассажирам возможность добираться в любые точки города без пересадок. В 2004 году пригородные маршруты с площади Куйбышева перенесены на А/С Восточная и от завода 1-го Мая на А/С Западная. В 2007 году АТП 14329 прекращает перевозки на пригородных маршрутах, и все маршруты переходят частным перевозчикам.

Первые шаги возобновления автобусного хозяйства

В 2010 году спустя 8 лет правительством Автономной Республики Крым было принято решение о восстановлении Симферопольского автобусного парка, и было создано Крымское республиканское предприятие КРП КРЫМАВТОБУС. Для новосозданного предприятия были закуплены 25 автобусов средней вместимости Богдан А201, в этом же году принято решение о оптимизации городских маршрутов. Большая часть маршрутных такси перенесена с центральных улиц на параллельные и принимается проект об движение в центре преимущественно для электротранспорта и для будущих автобусов. В 2011 г. автобусы вышли на маршрут № 3 «Свобода» — «Льдозаводское», спустя две недели открылся новый маршрут № 98А «Аэропорт» — «7 гор.больница» — «Фонтаны». В 2013 году Крымское республиканское предприятие КРП КРЫМАВТОБУС переходит в коммунальную собственность города Симферополя. На 2013 год АТП 14329 уже перестало осуществлять какие либо перевозки, территория парка сдавалась в аренду.

В Январе 2015 года КП КРЫМАВТОБУС было переименовано в МУП ГОРАВТОТРАНС.

Возвращение автобусов

15 декабря 2015 года в Симферополь начали поступать автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.25 декабря 2015 года на пл. Ленина прошла презентация новых автобусов.

В Январе 2016 года начали поступать автобусы НефАЗ. 15 июля 2016 года на улицы Симферополя вышли автобусы большой вместимости ЛиАЗ-5292.71 на маршрут № 30 Свобода — 7я горбольница, а 21 июля ЛиАЗы вышли на маршрут № 3 Свобода — ул. Маршала Жукова. 26 июля 2016 года новые автобусы начали обслуживать 70й маршрут ул. Арабатская — 7я горбольница и 49 Аэропорт — Марьино. В конце августа 2016 года на маршрут № 98 7я горбольница — Аэропорт вышли первые автобусы НефАЗ-5299-30-51. В Сентябре 2016 автобусы вышли на маршрут № 7 ул. 51й армии — Ак- мечеть. В октябре 2016 автобусы вышли на маршрут № 65 ж/д Вокзал — Курцы и № 6 ул. Жидкова — кладбище Абдал. В ноябре ГорАвтоТранс начал обслуживать маршруты № 29 и 166.

В январе 2017 года предприятие МУП Горавтотранс переехало на новую территорию на ул. Кубанская 21. 3 февраля 2017 года предприятие ГУП РК Крымтроллейбус начал обслуживать пригородные маршруты 105 и 154 автобусами марки КАВЗ. 10 октября 2017 года на предприятие поступают первые три укороченных автобуса ЛиАЗ-4292.4 декабря 2017 года запущен новый автобусный маршрут № 55 а/с Западная — Битумное.

16 января 2018 года МУП Горавтотранс начал обслуживать возобновлённый маршрут № 22 пл. Куйбышева — Белое-5. 16 апреля 2018 года запущен новый автобусный маршрут № 77, соединяющий Аэропорт «Центральный» с новым Аэровокзалом. 10 июня 2018 года ГУП РК Крытроллейбус стал обслуживать маршрут № 135 пл. Московская — Красное. 3 августа 2018 года МУП Горавтотранс стал обслуживать маршруты № 12А и 12Б. 25 ноября 2018 года в МУП Горавтотранс поступили 50 новых автобусов ЛиАЗ 5292.60. 10 декабря 2018 года автобусы вышли на маршруты № 50,67,93.

15 февраля 2019 года открыт новый маршрут № 3А пл. Куйбышева — Трудовое.С 26 июля 2019 года МУП Горавтотранс стал обслуживать маршруты № 13 Хошкельды — Фонтаны, и № 62 Пневматика — Загородный. С 27 июля 2019 года МУП Горавтотранс стал обслуживать маршрут № 4 Неаполь Скифский — ПБК «Крым». С 31 августа 2019 года МУП Горавтотранс стал обслуживать маршрут № 8 ул. 51й Армии — Центральный рынок.20 октября 2019 года в Крымтроллейбус поступили автобусы ЛиАЗ 5292 и КАвЗ-4270.


Подвижной состав

Автобусные парки

Действующие

Закрытые

Автовокзалы

Действующие

Закрытые

Перспективы

В 2020 году планируются закупить 100 автобусов для города.