Министерство образования Азербайджана

Министерство образования Азербайджанской Республики (Azərbaycan Respublikasinin Təhsil Nazirliyi) - отвечает за регулирование системы образования в Азербайджане. контроль над качеством образования,защита конституционных прав граждан на образование, обеспечение равных прав для его получения. Министром образования Азербайджанской Республики является Эмин Амруллаев.Заместителем министра образования является Мехеббет Велиева.

Обновлённая версия официального сайта Министерства образования Азербайджана была запущена зимой 2008 года.

История

Министерство образования является одним из старейших государственных учреждений, которое было создано 28 мая 1918 года, когда Азербайджанская Демократическая Республика объявила о своей независимости. Первое ведомство под названием Министерство Народного Просвещения состояло из трех отделов: общего среднего образования, высшего и среднего специального образования, профессиональных учебных заведений. Совет министров Азербайджанской ССР утвердил министерство 30 июня 1920 года.

Группа азербайджанских студентов, обучающихся в Париже в 1920 году

После прихода советской власти в Азербайджане 28 апреля 1920 года министерство было преобразовано в Комиссариат народного просвещения указом № 1 Совета Министров Азербайджанской ССР путём объединения всех учебных заведений в республике под его непосредственным руководством. В 1940 году Совет министров одобрил создание отдельного Департамента государственного органа трудовых резервов который будет осуществлять надзор за деятельностью профессиональных учебных заведений. В 1959 году власти изменили ведомство в Государственный комитет профессионально-технического образования, который функционировал до 1988 года. В 1959 году Совет министров также утвердил создание Комитета высшего и среднего специального образования путём передачи всех учреждений среднего и высшего образования под его контроль, который с 1964 до 1988 года выступал в качестве независимого агентства правительства. В 1988 году все образовательные агентства были упразднены указом Совета министров и вместо них было создано Министерство народного образования. Министерство было реорганизовано в Министерство образования Распоряжением Главы государства от 3 сентября 1993 года. Правила Министерства были утверждены Указом Президента от 1 марта 2005 года. 26 марта 1998 года Мисир Марданов был назначен министром образования. С 2013 до 2017 года должность возглавлял Микаил Джаббаров.

Весной 2009 года был учреждён Информационный центр Министерства образования.

В 2009 году Постановлением бывшего министра образования – Мисир Марданова был создан Совет по оценке электронных образовательных ресурсов в системе образования.

Планируется переход на двенадцатилетнюю систему образования.

Структура

Министерство возглавляет министр и три заместителя министра. Существует также отдельное Управление Образования города Баку. Функции министерства включают, но не ограничиваются соблюдением правительственных процедур и в сфере образования, следующие моменты: определение концепции развития системы образования Азербайджана и подготовка государственных программ для их реализации, защита прав граждан на получение соответствующего образования, создание условий для равенства в учебных заведениях, обеспечение качества образования, предоставляемых гражданам страны; создание экономических и организационных моделей в соответствии с современными стандартами; соблюдение демократических механизмов в управлении; прогноз спроса рынков рабочей силы в сфере специализированных работников образования, повышение научного и процедурного потенциала в образовательных учреждениях; организация и развитие международных связей в сфере образования и т. д. В настоящее время существует 36 государственных и 15 частных вузов в Азербайджане . В отчетах Министерства отмечается, что в 2009 году имелось 20953 студентов и 3526 аспирантов в университетах по всей стране. В настоящее время имеется 104 925 студентов и аспирантов, обучающихся в высших учебных заведениях, за исключением специализированных высших учебных заведений. В университетах работают 11 566 преподавателей и 12 616 учителей по всей стране.

Весной 2017 года при Министерстве образования Азербайджана были созданы постоянные советы. Данные советы будут выполнять функции совещательных органов. На территории республики всего два постоянных совета:

1. Постоянный совет «Содержание образования и учебники»;

2. Постоянный совет «Образование и занятость».

Сотрудничество

В 2014 году между Министерством образования Азербайджанской Республики и Министерством образования Китайской Народной Республики было подписано соглашение о двустороннем сотрудничестве.

В 2014 году были заложены основы сотрудничества Министерства образования с компанией Aztech. Главной целью сотрудничества является оснащение учебных заведений Азербайджана новейшими технологиями.

Министерство образования, в частности, сотрудничает с такими странами, как Китайская Народная Республика, Королевство Нидерландов (Школа Менеджмента Маастрихта), Великобритания (Лондонская Школа Политики и Экономики, Университет Глазго, Университет Хериот-Уат), Соединённые Штаты Америки, Франция, Казахстан, Германия, Российская Федерация, Япония, Израиль, Южная Корея, Королевство Саудовской Аравии, Турецкая Республика, Иран, Египет, Индия, Украина, Грузия, Молдавия, Чехия, Словакия, Узбекистан и Польша.

В настоящее время Азербайджан входит в ряд конвенций международного характера.

Учебные заведения республики принимают участие в работе международных организаций, которые занимаются проблемами образования - ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЮНЕВОК, ИСЕСКО, Европейский фонд образования, а также Евросоюз. К примеру, высшие учебные заведения Азербайджана присоединены к программе TEMPUS/TACIS, которая финансируется Евросоюзом.

Согласно программе сотрудничества, которая была подписана между правительством Азербайджана и Детским Фондом Организации Объединённых Наций (ООН) – ЮНИСЕФ, на протяжении 2000-2004 годов осуществлялась реализация проектов "Развитие и более хорошая родительская инициатива в период раннего детства", "Активное обучение и школьное руководство", "Образование для развития и Конвенция Прав Ребенка (КПР)", "Усовершенствование данных и анализа в системе образования", "Здоровье и развитие молодежи", "Создание родительско-преподавательских ассоциаций", "Просветительство о минной опасности".

6 января 2021 года между Минобразованием Азербайджана и Министерством иностранных дел и торговли Венгрии подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в рамках программы “Stipendium Hungaricum” на 2021-2023 годы.

Обязанности министерства

В обязанности Министерства образования входит:

  • проведение централизованной политики государства в сфере образования;
  • формулировка Концепции развития системы образования, разработка Программы функционирования;
  • обеспечение равных для граждан прав на образование;
  • регулирование и инспектирование качества образования;
  • подготовка особой модели организационного и экономического характера;
  • ввод механизмов для управления демократического характера;
  • калькуляция нужд трудового рынка в процессе подготовки квалифицированных кадров;
  • максимальная интенсификация обеспечения учебных заведений в плане методики и науки;
  • координирование сотрудничества международного характера.

Функции министерства

В функции министерства входит:

  • покровительство формированию нормативно-правовой базы, которая обеспечивает функционирование системы образования, а также его усовершенствование;
  • разработка областных стандартов;
  • гарантирование осуществления программ по пролификации системы образования;
  • установление сети и тенденций усовершенствования учебных организаций;
  • инспектирование качества учебного процесса, обеспечение выполнения законодательства в сфере образования;
  • проведение анализа, а также мониторингов в области развития системы образования;
  • обозначение критерий оценивания знаний, инспектирование бальной системы;
  • гарантирование реализации управления демократического характера;
  • проведение аттестации, а также аккредитации учебных организаций;
  • верификация базовых программ в сфере образования; комплектование списка учебно-методической литературы, предоставление грифа - права на публикацию;
  • фиксирование количества, форм, а также механизмов оценивания переходных, а также выпускных экзаменов, которые проводятся в общеобразовательных школах;
  • проведение олимпиад по различным предметам;
  • осуществление программ по компьютеризации учебных заведений;
  • обеспечение образованием детей и юношей с лимитированными возможностями здоровья или же тех, кто нуждается в особых условиях воспитания;
  • содействие органам опеки и попечительства;
  • проведение мероприятий в области спорта, туризма, техники, а также искусства;
  • проведение медицинского осмотра учеников;
  • проведение конференций научно-технического плана, симпозиумов, а также соревнований;
  • осуществление необходимой работы по классификации специальностей в области высшего, среднего, а также профессионального образования;
  • учреждение, переустройство, а также упразднение учебных заведений;
  • утверждение документов, которые имеют непосредственное отношение к экзаменационному процессу, составление правил итоговой аттестации выпускников учебных заведений со стороны государства;
  • оформление экземпляра документа, который предоставляется выпускникам государственных учебных заведений;
  • разрешение вопросов, которые касаются расценивания образовательных документов;
  • создание особой комиссии для предоставления гражданам свидетельства о равноценности образовательных документов;
  • составление петиций о введении стипендий для обучающихся;
  • разработка предложений, касающихся ежегодного приёма студентов и учеников в высшие, средне-специальные, а также профессионально-технические учебные заведения;
  • рассмотрение предложений об открытии магистратур и докторантур;
  • проведение работ по подготовке педагогических кадров и работников учебных заведений;
  • организация дистанционного образования;
  • проведение аттестации среди педагогических кадров;
  • комплектование списка инструктивных кадров в соответствующих учреждениях;
  • содействие процессу обеспечения рабочим местом молодых специалистов;
  • усовершенствование методической и учебно-материальной базы учебных заведений;
  • разработка нормативов субсидирования в системе образования;
  • награждение работников образовательных учреждений;
  • осуществление сотрудничества в сфере образования с международными организациями;
  • покровительство азербайджанцам, которые проживают за границей, обеспечение их образованием на родном языке, содействие в изучении ими Азербайджанского языка и литературы, истории и географии Азербайджанской Республики;
  • сбор информации и отчётов статистики.

Реформы в образовании

Реформы в системе образования проводятся по нескольким направлениям:

  • сформирование новых нормативно-правовых и информационных баз в системе образования;
  • усовершенствование учебно-воспитательных заведений, а также учреждение новых образовательных центров, комплексов;
  • формирование научных, методических основ и организационных механизмов нового типа;
  • формирование организационных механизмов с целью подготовки, повышения квалификации и переподготовки образовательных кадров;
  • формирование механизмов, которые гарантируют организацию банка данных, а также базы знаний в системе образования;
  • формирование механизмов в процессе разделения полномочий и создания системы управления демократического характера;
  • составление списка нормативов и создание обязательных условий для перехода к новой экономической модели в системе образования.