Социальное обеспечение в Азербайджане

Система социального обеспечения в Азербайджане состоит из программ, направленных на сокращение бедности и экономических проблем населения путем содействия развитию эффективного рынка труда. Система социального страхования включает в себя пенсии, пособия по безработице, медицинское страхование и другие социальные пособия.

Государственное регулирование

Под руководством Государственного фонда социальной защиты страны составляются программы социального обеспечения, а Министерство труда и социальной защиты населения осуществляет программы социального страхования.

Изменения в системе социальной защиты начались с реализации «Концепции пенсионной реформы в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года.

8 июня 2010 года была принята Военная доктрина, главной целью которой являлось развитие системы социальной защиты и улучшение жизненных условий военнослужащих.

Положение о критериях определения инвалидности и состояния здоровья было утверждено Постановлением Кабинета министров Азербайджана от 30 декабря 2015 года.

Кабинет министров внес ряд поправок в «Правила подачи заявки на целевую государственную социальную помощь, ее назначение, выпуск и отказ от выдачи» решением от 11.02.2016.

9 января 2013 года Президент Азербайджана подписал Приказ «О дополнительных мерах по предоставлению социальных услуг детям-инвалидам и лицам, находящимся в опасной социальной ситуации, которые не достигли подросткового возраста». В 2013 году Министерство труда и социальной защиты населения утвердило 17 приоритетных проектов. В ходе реализации проектов в 2013 году 800 детей в возрасте до 18 лет получали социальные, психологические, юридические и реинтеграционные услуги.

1 февраля 2007 года Президентом Азербайджанской Республики – Ильхам Алиевым был подписан Указ «О дополнительных мерах по повышению социальной защиты населения», согласно которому сумма социальных пособий была повышена на 25%. За последние несколько лет указанная сумма повысилась в 2,6 раза. С принятием Закона «О пособиях» было начато применение индексации социальных пособий не меньше одного раза в год.

С весны 2006 года было начато применение программы по адресной социальной защите, в рамках которой материальная помощь была оказана около 50 тысяч семей. В следующем году было выделено 68 миллион манатов. Сумма материальной помощи малообеспеченным семьям также была повышена.

Управление Социального Обеспечения создано на основании Указа Президента Азербайджанской Республики № 462 от 27 сентября 2006г.

«План действий Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики на 2014 год» был подготовлен и реализован для обеспечения реализации «Государственной программы по деинституционализации и альтернативной помощи в Республике».

Летом 2014 года между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики было заключено соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Было обусловлено сотрудничать с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Соглашение касалось всех видов пенсионного обеспечения.

Медицинская социальная экспертиза и реабилитационная подсистема (TSERAS) была создана в централизованной информационной системе Министерства труда и социальной защиты населения Указом Президента от 14 сентября 2015 года «Об улучшении системы оценки ограничений инвалидности и возможностей в области здравоохранения ».

Проект Twinning «Развитие социальных услуг», организованный Министерством труда и социальной защиты населения при финансовой поддержке Европейского союза, был проведен в период с 1 июня 2015 года по 31 мая 2017 года.

В марте 2017 года Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о учреждении Комиссии по регулированию и координации трудовых отношений в связи с применением Указа «Об утверждении «Стратегических дорожных карт национальной экономики и основных секторов экономики».

Одним из положений Концепции развития «Азербайджан – 2020: Взгляд в будущее» являются:

  • развитие человеческого потенциала и создание эффективной системы социальной защиты,
  • усовершенствование системы социальной защиты

Приказом Президента Азербайджанской Республики, в стране поручению был утвержден критерий нуждаемости для определения размера адресной социальной помощи на 2018 год. Были изучены темпы роста среднемесячной зарплаты в 2017 году и выработан алгоритм увеличения пенсий с начала 2018 года.

Расходы

В 2016 году расходы Государственного фонда социальной защиты составили 3 078,6 млн. манатов, из которых 1 100 млн. манатов было переведено из государственного бюджета, а в 2014 году эти показатели составили 2 928,5 млн. манатов и 1 142 манатов соответственно.

Согласно бюджетному проекту 2017 года, 2117,7 миллиона манатов были выделены на социальное обеспечение, адресную социальную помощь и социальное страхование.

Расходы и доходы Государственного фонда социальной защиты при Министерстве труда и социальной защиты населения на 2017 год составили 3,4 тыс. Манатов, из которых 1 270 000 манатов или 37,4% были переведены из государственного бюджета.

597,9 млн. Манатов было выделено на социальные пособия, стипендии и другие социальные выплаты Министерством труда и социальной защиты населения и его соответствующими органами, а 242,2 миллиона манатов было выделено на социальную защиту беженцев и внутренне перемещенных лиц Государственным комитетом по делам беженцев и ВПЛ.

Социальное страхование

В рамках «Государственной программы развития страховой и пенсионной системы в Азербайджанской Республике» были проведены следующие работы в целях совершенствования страховой пенсионной системы в стране на 2009-2015 годы:

  • Государственный фонд социальной защиты начал автоматическую процедуру назначения пенсии по возрасту из единого центра с 11 июля 2013 года.
  • Услуга «Пенсионный +» была введена в эксплуатацию с января 2014 года.
  • Президент страны подписал указ об улучшении адресной социальной помощи 25 февраля 2015 года. Единая электронная заявка и подкатегория выдвижения кандидатов (Vahid Elektron Müraciət və Təyinat Alt Sistemi - VEMTAS) по адресной государственной социальной помощи была создана Министерством труда и Социальная защита населения.

Статистические данные

В 2007 году 15 процентов (1.248.000 чел) населения республики составляли пенсионеры.

В 2009 году систему социального обеспечения вовлечены около 2,5 млн человек или приблизительно 26 процентов населения страны.

В 2012 году трудовую пенсию получали в целом 1.277.596 человек.

Согласно статистическим данным на 2012 год, 39 процентов пенсионеров были представителями мужского пола, 61 процентов - женского. Большинство из них получали пенсии по возрасту, остальные - по инвалидности и из-за потери главы семьи.

Согласно статистическим данным на 2012 год, 39 процентов пенсионеров были представителями мужского пола, 61 процентов - женского. Большинство из них получали пенсии по возрасту, остальные - по инвалидности и из-за потери главы семьи.

В 2013 году средняя сумма пенсии в республике составляла 163 манатов. К 2014 году размер этой суммы был повышен на 20 процентов (183 манатов).

С ноября 2013 года при финансовой поддержке ПРООН были внедрены в систему пенсионного обеспечения индивидуальные страховые счёты.

В 2015 году объем адресной социальной помощи на каждого члена семьи увеличился на 27% по сравнению с 2012 годом и составил 145,8 манатов. Доход на душу населения увеличился на 21,4%, составив 31,8 AZN за соответствующий период. В конце 2015 года число семей, получающих адресную социальную помощь, сократилось на 21 000 или 15,7% по сравнению с 2012 годом и составило 112 600.

Согласно данным официального сайта Государственного статистического комитета, безработные в 2015 году составили 5% населения страны. Число людей, получающих пособие по безработице среди безработных, в последние годы составляет около 0,5%.

К лету 2017 года, в стране насчитывалось около 1 миллион 325 тысяч пенсионеров по труду, 329 тысяч 275 человек из которых - это люди престарелого возраста.

За последние 11 лет средний размер пенсии в республике вырос в 6,4 раза. Пенсионные расходы увеличились в 5,9 раза. Финансовую поддержку в осуществлении реформ в области социального обеспечения Азербайджану оказывает ЕС.

С 1 января 2017 года было введено понятие «минимальная пенсия», размер которой составил 110 манатов. Был повышен стаж работы. Государственными органами было создано новое агентство по профессионально-техническому обучению. Продолжают функционировать два региональных центра по профессионально-техническому обучению и переобучению.

Пенсии, относительно ВВП в Азербайджане.

Динамика среднего уровня пенсий и средней заработной платы в Азербайджане.

Президентские стипендии

В 2016 году число граждан, предоставленных президентскими стипендиями, увеличилось на 58,6%, а среднемесячные выплаты семьям мучеников увеличились на 11,5%, для национальных героев - на 67,7%, для инвалидов войны - на 66,4% по сравнению с 2012 годом.

Инвалидам в первой степени, начиная с 2015 года, обеспечивают ежемесячной пенсией в размере 60 манатов по приказу президента Азербайджана.

Виды пособий

Государственная система социального обеспечения в Азербайджанской Республике состоит из двух основных частей:

  • социальное страхование;
  • социальное обеспечение.
  • Виды государственных пенсий

    а) трудовые (социального страхования) пенсии:

    • по возрасту (по старости),
    • по инвалидности,
    • по случаю потери кормильца,
    • за выслугу лет

    б) социальные пенсии.

    Социальные пособия состоят из ежемесячных (возрастная пенсия, пенсия для инвалидов, для детей в возрасте до 18 лет с инвалидностью) или единовременных платежей (для родителей новорождённых детей, способных работать, для похорон, поддержки лечения жертвам радиации, аварий (ежегодно)) в целях социальной помощи лицам с разными категориями.

    В 2012 году трудовую пенсию получали в целом 1.277.596 человек.

    Условия назначения пенсий по возрасту

    • мужчины - по достижении 62 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
    • женщины - по достижении 57 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

    Законодательная база социального обеспечения

    Законодательство Азербайджанской Республики о социальных услугах включает в себя Конституцию, настоящий Закон, международные договоры, и иные нормативно-правовые акты Азербайджанской Республики.

    • Закон Азербайджана «Об индивидуальных счетах в системе государственного социального страхования» был утвержден президентом 27 ноября 2001 года. Данный закон предоставил полномочия Государственному фонду социальной защиты для осуществления индивидуального учета в системе государственного социального страхования.
    • Закон «О социальном страховании» от 18.02.1997
    • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 19.01.2016 №747
    • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 29.08.2013 №973
    • Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006
    • Закон «О занятости» от 02.07.2001
    • Закон «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284
    • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О повышении базовой части трудовых пенсий» от 16.01.2016 №1704
    • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 25.01.2016 №1721
    • Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах, утв. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 04.11.2014 №827
    • Положение о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья, утв. Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 30.12.2015 №413
    • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики для инвалидов войны» от 19.01.2016 №746
    • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики получающим социальное пособие по инвалидности I группы в случае, если инвалидность возникла по причинам, связанным с общим заболеванием, заболеванием в период военной службы, производственной травмой и профессиональной болезнью, пребыванием в зоне военных операций, ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС»
    • Решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 03.02.2016 №31
    • Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики «Об утверждении размера минимального пособия по безработице и пособия, выдаваемого гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» от 23.06.2004 №86

    На основании статьи 35 Конституции Азербайджанской Республики, каждый имеет право свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.

    Закон Азербайджанской Республики "О пенсионном обеспечении граждан" не касается пенсионеров, лишенных свободы.

    Выплата пенсий по пластиковым картам

    В начале XXI века в Азербайджане была введена карточная система в осуществлении пенсионных выплат. В 2004-2006 годах в городах и районных центрах страны был осуществлен проект по организации системы выплаты населению пенсий и пособий пластиковыми картами посредством банкоматов. На данный момент, 80% пенсионеров получают пенсию посредством банкоматов.

    Министерство труда и социальной защиты населения Азербайджана

    Министерство труда и социальной Защиты населения Азербайджанской Республики было учреждёно Указом Президента от 10 октября 1992 года. Главной функцией Министерства является обеспечение защиты трудовых и социальных прав сотрудников учреждений и организаций, всех предприятий. Раньше, этими полномочиями были наделены Государственный комитет по Труду и Социальным проблемам и Министерство Социального Обеспечения АР.

    Основные направления политики Министерства

    • снижение уровня безработицы среди молодежи, многодетных матерей, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов, членов семей шахидов.
    • создание новых рабочих мест
    • усовершенствование механизма профессиональной подготовки.
    • координация работ в области демографии, по вопросам труда и социальной защиты, научно-исследовательского и международного сотрудничества
    • организация медицинской социальной экспертизы
    • реабилитация инвалидов, обеспечение их протезно-ортопедическими средствами.

    Основные направления и задачи в реформировании пенсионной системы

    • Разработка и внедрение системы индивидуальных страховых счетов населения (ИСС).
    • Обеспечение выдачи пенсий посредством банкоматов и инфраструктуры банков, имеющих разветвлённую сеть банкоматов по всей стране.
    • Внедрение современных компьютерных технологий во всех звеньях и уровнях ГФСЗ.
    • Повышение информированности населения о целях пенсионной реформы и новых возможностях, которые будут предоставлены пенсионерам и лицам, зарегистрированным в системе социальной защиты в результате реализации реформ.
    • Повышение качества и эффективности функционирования местных отделений ГФСЗ.
    • Обеспечение защиты персональных данных застрахованных лиц от несанкционированного доступа и нецелевого (социальная защита и пенсионное обеспечение) использования.
    • Обеспечение интеграции баз данных ГФСЗ в единую информационную систему государственного управления страны.
    • Обеспечение условий для более тесного сотрудничества ГФСЗ с организациями, занятыми вопросами социальной защиты и пенсионного обеспечения в странах СНГ, Европы и других стран, с которыми Азербайджан имеет тесные социально-экономические и политические отношения.