Площадь Александра Невского (станция метро, Невско-Василеостровская линия)

«Площадь Александра Невского» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Маяковская» и «Елизаровская».

Станция была открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского». Получила название по расположению на одноимённой площади.

Наземные сооружения

Вестибюль станции — гостиница «Москва» (февраль 2008 года)

Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Вестибюль круглый в плане; сначала пассажиры попадают в закруглённый коридор, по бокам которого располагаются кассы, а затем — в круглый эскалаторный зал с куполообразным потолком. Помещения отделаны эстонским доломитом, черновским мрамором, керамической плиткой и деревом. Выглядит павильон аналогично типовым круглым павильонам станций Московско-Петроградской линии. Позже, в 1974 году, перед зданием вестибюля была возведена гостиница «Москва», расположившаяся в самом конце Невского проспекта, напротив входа в Александро-Невскую лавру.

В 2008 году из вестибюля был открыт переход в ТК «Москва». До его постройки на его месте были витражные окна, выходившие во двор гостиницы.

Подземные сооружения

«Площадь Александра Невского» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 54 м). По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. П. Лаврова, Т. В. Шишковой, В. Г. Шишкова и инженера О. В. Грейц. Композиции подземного зала станции придано некоторое своеобразие за счёт наклона стен внутрь. Стены перронного зала, облицованные белым мрамором, ритмично прорезаны дверными проёмами, над которыми установлены световые панели.

В середине 1990-х годов плафоны на светильниках были заменены. Изначально плафоны имели ребристый рельеф, затем были поставлены плоские стеклянные, а с 2005 года — металлические светильники без рассеивателей.

Наклонный ход, содержащий три эскалатора, расположен в северном торце станции; в 2016 году светильники наклонного хода были заменены со «световых столбиков» на «факелы».

В торцевой стене подземного зала была установлена художественная композиция «Александр Невский» (скульпторы Э. Р. Озоль, И. Н. Костюхин и В. С. Новиков). Композиция выполнена из меди, на ней изображается древнерусская княжеская дружина. Панно получило прозвище «Пять мужиков на четырёх конях» по причине ошибки композиции. До 1985 года панно находилось в южном торце станции, за ней находилась кирпичная стена, закрывавшая две последние станционные двери

В 1985 году при обустройстве перехода на Правобережную линию композиция была перенесена в переходный тоннель и развёрнута на 90°, при этом была заменена рама произведения. В результате этих изменений панно теперь освещается жёлтым светом потолочных светильников, установленных в переходе.

Пересадки

Станция является пересадочным узлом к поездам четвёртой линии. Лестница перехода начинается в южном торце станции, пересадка представляет собой тоннельный переход с лестницей и малыми эскалаторами. На балюстрадах эскалаторов установлены светильники.

Площадка перехода, на которой находится рельефное панно «Александр Невский», освещается оригинальными светильниками, такими же, как на станции «Площадь Александра Невского-2».

Путевое развитие

Восточнее станции расположен 6-стрелочный оборотный тупик с отклонением к обоим главным путям. 3-й путь является соединительной ветвью к четвёртой линии, 4-й путь — бывший пункт технического обслуживания.

Ремонт

С 1 июня 2010 по 31 марта 2011 года вестибюль станции был закрыт в связи с ремонтом наклонного хода.

Галерея

  • Освещение в переходе

  • Панно в переходе

  • Указатель на стене станции образца 2003 года

  • Эскалаторный зал

  • Интерьер вестибюля

  • Выход в город

Наземный городской транспорт

Автобусы

Троллейбусы

Трамваи