Airspeed AS.57 Ambassador

20.04.2021

Airspeed AS.57 Ambassador — двухмоторный ближнемагистральный самолёт, способный перевозить до 49 пассажиров.

История

Комитет лорда Брабазона, созданный во время Второй мировой войны, отвечал за разработку стратегии послевоенного развития британской гражданской авиации. В отчёте комитета, сделанном в начале 1943 года, рекомендовалось спроектировать и построить двухмоторный ближнемагистральный самолёт, способный перевозить до 30 пассажиров. В результате появился авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador, к разработке которого команда, руководимая Артуром Хэггом, приступила ещё во время войны. Прототип AS.57 поднялся в воздух 10 июля 1947 года, но только через год был получен первый и единственный заказ от авиакомпании «British European Airlines» (BEA) на 20 машин.

Ambassador был цельнометаллическим монопланом с высокорасположенным крылом. Конструкция фюзеляжа была усилена для обеспечения наддува кабины. Отличительной особенностью самолёта было высокорасположенное трёхкилевое оперение. Стойки убирающегося шасси были оснащены сдвоенными колесами. В кабине размещался экипаж из трёх человек, а в салоне можно было разместить до 49 пассажиров. Силовая установка состояла из двух мощных бесклапанных двигателей воздушного охлаждения Bristol Centaurus 661.

Из-за технических проблем авиакомпания BEA могла начать коммерческую эксплуатацию AS.57 только 13 марта 1952 года . Время было потеряно, появились более совершенные турбовинтовые лайнеры типа Vickers Viscount, и дальнейших заказов на Ambassador не последовало. Несмотря на это, BEA использовала AS.57 как лайнеры класса «люкс», и они безотказно прослужили 6 лет. В дальнейшем самолёты эксплуатировались авиакомпаниями BKS, Butler Air Transport (Австралия), Dan Air, Globe Air и Overseas Aviation.

Второй прототип более 20 лет использовался для испытаний турбовинтовых двигателей Bristol Proteus 705, Rolls-Royce Tyne и Rolls-Royce Dart. На третьем прототипе испытывали турбовинтовой двигатель Napier Eland, а позже его переделали в обычный пассажирский авиалайнер и продали авиакомпании Dan Air. Всего фирма Airspeed построила 23 самолёта AS.57.

Лётно-технические характеристики

Источник данных: Taylor H. A., 1991.

Технические характеристики
  • Экипаж: 3 человека
  • Пассажировместимость: до 49 пассажиров
  • Грузоподъёмность: 5285 кг
  • Длина: 24,69 м
  • Размах крыла: 35,05 м
  • Высота: 5,57 м
  • Площадь крыла: 111,48 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 11
  • Средняя хорда: 3,18 м
  • База шасси: 7,4 м
  • Колея шасси: 8,38 м
  • Масса пустого: 16 047 кг
  • Максимальная взлётная масса: 23 814 кг
  • Максимальная посадочная масса: 22 680 кг
  • Масса полезной нагрузки: 7310 кг
  • Силовая установка: 2 × двухрядные, воздушного охлаждения Bristol Centaurus 661
  • Мощность двигателей: 2 × 2700 л. с.

(2 × 1986 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 483 км/ч на высоте 6096 м
  • Крейсерская скорость: 354 км/ч
  • Практическая дальность: 1448 км (с максимальной коммерческой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 3138 км (с полным запасом топлива, 3583 кг груза)
  • Скороподъёмность: 7,72 м/с (при максимальной взлётной массе, на высоте 1524 м)
  • Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 163 Вт/кг
  • Длина разбега: 997 м (при максимальной взлётной массе)
  • Длина пробега: 782 м (при максимальной посадочной массе)

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 31 января 2020 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 7 самолётов Airspeed AS.57 Ambassador, при этом погибли 29 человек. Попыток угона не было.