Нефтепровод Баку — Супса

Нефтепровод Баку — Супса (также известный как WREPWestern Route Export Pipeline) — трубопровод для транспортировки каспийской нефти от терминала Сангачал близ Баку на Каспии до грузинского порта Супса, расположенного на берегу Черного моря. Официальное торжественное открытие нефтепровода состоялось 17 апреля 1999 года на нефтяном терминале Супса. Оператором нефтепровода является Азербайджанская международная операционная компания (AIOC).

История

Нефтепровод «Баку — Супса» был построен для транспортировки сырой нефти с морского месторождения Чираг в рамках контракта на разработку месторождений Азери — Чираг — Гюнешли согласно соглашению о распределении продукции между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и группой иностранных компаний, среди которых наибольшую долю имела British Petroleum. Договор был подписан 20 сентября 1994 года.

Одной из причин образования союза постсоветских государств ГУАМ — Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы — была попытка обойти российскую монополию на транспортировку каспийской нефти. 8 марта 1996 Президент Азербайджана Гейдар Алиев и Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в Тбилиси пришли к соглашению о прокладке нефтепровода «Баку — Супса». В трехстороннем договоре, подписанном компаниями Amoco, SOCAR и правительством Грузии, предусматривалась транспортировка ним азербайджанской нефти, полученной с месторождений «Азери», «Чираг» и «Гюнешли».

Протяженность нефтепровода составляет 837 км, в том числе 775 км нового трубопровода диаметром 21 дюйм (530 мм) и 55 км реабилитированного трубопровода. Пропускная способность трубопровода составляет более 7 млн тонн нефти в год (145 тыс. баррелей в день). Оператором трубопровода является компания British Petroleum.

17 апреля 1999 по нефтепроводу началась транспортировка нефти. Одной из основных его особенностей, кроме того что трасса трубопровода проложена в обход России, которая до этого была монополистом по транзиту азербайджанской нефти, является то, что азербайджанская нефть марки Azeri Light в чистом виде стала поступать на мировые рынки. Кроме того, стоимость транспортировки нефти в Супсу была и остается ниже, чем предлагаемая российским монополистом цена прокачки по нефтепроводу «Баку — Новороссийск». В частности, на начало эксплуатации она составляла 3,14 долларов США, а в новороссийском направлении — 15,67 долларов.

«Баку — Супса» с объёмом прокачки 6 миллионов тонн, вместе с нефтепроводом «Баку — Новороссийск», через который перекачивают 2,5 миллиона тонн, являются главными маршрутами транспортировки каспийской нефти в другие страны.

В ноябре 2006 года «Баку — Супса» приостановил прокачку нефти для ремонта и модернизации трубопровода, которые длились почти два года. 6 июня 2008 нефтепровод возобновил свою работу. Но не надолго. 1 августа 2008 из за вооружённого конфликта в Южной Осетии, рядом с которой проходит нитка нефтепровода, в целях предосторожности, 14 августа работа нефтепровода вновь была приостановлена ещё на месяц.

Часть трубопровода (около 1.5 км) расположена на территории Ленингорского района Южной Осетии. После войны 2008 года его территория полностью перешла под контроль осетинской стороны..

В 2016 году British Petroleum инвестировала 150 миллионов долларов в модернизацию нефтепровода и улучшение его экологических стандартов.