Бюро государственной безопасности (ЮАР)

Бюро государственной безопасности (африк. Buro vir Staatsveiligheid), в английском написании Bureau of State Security, отсюда утвердившаяся в мировых СМИ аббревиатура BOSS, БОСС — южноафриканская спецслужба времён апартеида. Создано правительством Балтазара Форстера под руководством генерала Хендрика ван ден Берга. Занималось политическим сыском, контрразведкой, разведкой и спецоперациями, подозревалось в организации политических убийств. Было скомпрометировано причастностью к коррупционному скандалу. Расформировано правительством Питера Боты.

Решение

Летом 1968 правительство ЮАР приняло решение создать централизованную спецслужбу, отвечающую за внутреннюю безопасность, разведку и контрразведку режима апартеида. Этот проект премьер-министр Балтазар Форстер поручил своему давнему соратнику Хендрику ван ден Бергу — опытному полицейскому и убеждённому ультраправому расисту, возглавлявшему на тот момент полицию безопасности.

Формально-правовую основу создали поправки в закон об общественной безопасности и закон о финансировании секретной службы. Штат комплектовался из соответствующих подразделений министерств полиции (полиция безопасности) и обороны (военная разведка и контрразведка). Ведомство не входило в систему какого-либо министерства и замыкалось прямо на премьера. Этому способствовала многолетняя связь Форстера с генералом ван ден Бергом со времён Оссевабрандваг.

Статус

Учреждение Бюро государственной безопасности состоялось 19 мая 1969. Окончательное конституирование обозначилось в законе ЮАР о государственной безопасности N 64, принятом в 1972. Официально перед ведомством ставились следующие задачи: всесторонний анализ вопросов, связанных с государственной безопасностью, выявление всех угроз, подготовка отчётов главе правительства по данной проблематике, информирование правительственных органов; принятие и оперативная реализация решений по обеспечению государственной безопасности в каждом конкретном случае. Вторая установка давала максимальные возможности для расширительного толкования полномочий.

В июне 1969 особый закон вывел БОСС из-под контроля государственной комиссии по госслужбе и гарантировал конфиденциальность всей служебной документации. Ведомство получило также право отказываться от показаний в суде. Такое положение являлось исключительным в государственной системе ЮАР.

Уже на второй год существования резко увеличились бюджетные ассигнования на БОСС — до более чем 5,3 млн рандов. Финансирование повышалось за счёт урезания ассигнований на военную разведку. Политическое влияние, оперативные полномочия и иные прерогативы БОСС также были шире, чем у Министерства обороны. Это приводило к серьёзным конфликтам спецслужбы с армейским командованием. Острой конкуренцией и взаимной неприязнью характеризовались отношения Хендрика ван ден Берга с министром обороны Питером Ботой.

Деятельность

БОСС осуществляла силовое подавление противников апартеида — прежде всего АНК, Умконто ве сизве, ЮАКП, СВАПО. Применялись различные оперативные методы, вплоть до политических убийств. Оказывалось давление на легальные организации либеральной англоязычной оппозиции. При этом, в отличие от полиции, акции БОСС осуществлялись тайно, проведённые спецоперации формально не признавались. Однако косвенно факты убийств подтверждал сам Хендрик ван ден Берг: «У меня достаточно людей, которые убьют по моему приказу».

В деятельности БОСС проявлялись особенности политических взглядов ван ден Берга и Форстера — ориентация на «бурские» идеологические принципы, выраженные в программе Национальной партии: африканерский национализм, белый расизм, приоритетное отстаивание интересов фермерской социальной базы, крайний антикоммунизм и антилиберализм. Идеология и практика БОСС придали структуре одиозный имидж. В СССР Бюро государственной безопасности ЮАР называли «бурским гестапо».

БОСС проводила операции и за пределами ЮАР. С 1975 важным направлением стала борьба с так называемыми «прифронтовыми государствами Африки» — прежде всего просоветскими марксистскими режимами МПЛА в Анголе и ФРЕЛИМО в Мозамбике. Действия БОСС являлись элементом южноафриканского участия в ангольской гражданской войне (хотя генерал ван ден Берг, как и премьер Форстер был противником широкомасштабного вмешательства). В руки БОСС был передан для допросов советский прапорщик Николай Пестрецов, специалист при командире авторемонтного взвода ФАПЛА, взятый в плен южноафриканскими коммандос в бою в ходе операции «Протеа» в августе 1981 года.

С 1972 БОСС активно включилась в проекты Министерства информации по улучшению международного имиджа ЮАР. Главным партнёром ван ден Берга на этом направлении был секретарь Министерства информации Эшель Руди. Осуществлялось широкомасштабное лоббирование режима апартеида в странах Запада. Финансировались иностранные издания, была учреждена газета The Citizen — единственный в ЮАР англоязычный орган печати, лояльный властям. Устанавливались контакты с иностранными политиками, бизнесменами, общественными деятелями, спортивными функционерами. При этом проводились спецоперации против противников апартеида — в частности, сбор компрометирующих материалов о гомосексуальной связи видного британского политика, лидера Либеральной партии Джереми Торпа с целью его дискредитации.

Ограничение

В 1977 стали известны факты коррупции и нецелевого расходования средств в Министерстве информации. Разразился крупнейший политический скандал, приведший к отставке Балтазара Форстера. Ещё раньше, в июне 1978, Хендрик ван ден Берг ушёл с поста генерального директора БОСС. Его сменил Александр ван Вейк.

В ноябре 1978 новый премьер-министр ЮАР Питер Бота (давний конкурент ван ден Берга, недовольный широкими полномочиями спецслужбы) утвердил постановление, в соответствии с которым БОСС ставилось под плотный контроль правительства по линии Министерства обороны и специальной комиссии по обороне и разведке. Полномочия ведомства резко ограничились. Прежним привилегиям был положен конец.

Бюро государственной безопасности переименовалось в Департамент национальной безопасности, дабы устранить «мафиозные ассоциации», создаваемые устоявшейся аббревиатурой BOSS. Интересно, однако, что английская аббревиатура Departament of National Security — DONS — означало в ЮАР жаргонные выражения «кидать вниз» и «сильно избивать». Мировая пресса не замедлила выступить с саркастическими замечаниями на этот счёт.

Упразднение

Новый премьер-министр ЮАР Питер Бота (давний конкурент ван ден Берга) иначе, чем его предшественник, видел роль органов госбезопасности. Непосредственное подавление «подрывных элементов», карательные меры, создание осведомительских сетей он считал задачами полиции, спецоперации — задачами военной разведки и контрразведки. От службы госбезопасности Бота требовал глубоких аналитических разработок, выработки проектов политических решений. Это требовало создания принципиально новой структуры.

Такой структурой стало учреждённая в 1980 Национальная служба разведки (NIS). BOSS-DONS было расформировано. Директором NIS премьер Бота назначил 30-летнего искусствоведа и политолога, университетского профессора Лукаса Барнарда (известен как Нил Барнард). Впоследствии NIS сыграло видную роль в налаживании диалога между правительством ЮАР и АНК, что привело к демонтажу апартеида. Последнее оказалось для Питера Боты непредвиденным последствием.

В культуре и искусстве

Повседневная деятельность сотрудников Бюро государственной безопасности ЮАР относительно реалистично показана в художественных фильмах «Игра с огнём» (англ. Catch a Fire, 2006) и «Прощай, Бафана» (англ. Goodbye Bafana, 2007). Кроме того, в 1967 году (до даты создания Бюро) в ЮАР был снят шпионский пропагандистский фильм «Кейптаунская афера» (англ. The Cape Town Affair).