CityLink

CityLink — система платных дорог в Мельбурне, Виктория, Австралия. Компания Transurban Limited заключила контракт на расширение двух существующих и на постройку двух дополнительных шоссе в южном и западном направлении, для обеспечения бессветофорного движения, минуя загруженный деловой центр Мельбурна.

История

Первая идея о строительстве окружной дороги возникла в 1969 году. Для строительства новой трассы власти города стали откладывать из бюджета в специальный фонд дополнительные средства. В мае 1992 года было объявлено о начале подготовительного этапа строительства. В середине 1994 года тендер выиграла компания Transurban Limited. Основанное совместное австралийско-японское предприятие (на базе компаний Австралийские транспортные Услуги и Японская Корпорация Обаяси) приступило к строительству в 1995 году. Общая стоимость проекта составила по разным оценкам около $1,8 млрд. Гарантия дорожного покрытия истекает в 2035 году.

Строительство было окончено в 2000 году. Проект оказался в восемь раз объёмнее любого другого в Виктории. Было решено усовершенствовать систему автоматического сбора пошлины, избавившись от необходимости стоять в очередях на въездах и выездах. На CityLink была установлена экспериментальная система учёта «e-TAG». Первая часть трассы была открыта в 1999 году, 3 января 2000 года была введена система «e-TAG». Полностью трасса была введена в эксплуатацию в декабре 2000 года.

Автострады до CityLink

Ранее через центр города проходило четыре разных шоссе:

  • Шоссе Монаш (ранее известное, как Юго-Восточное Шоссе) начиналось в 2-х км юго-восточнее города и соединяло Мельбурн с регионом Гипслэнд;
  • / — Шоссе Тулламарин начиналось в 5-ти км северо-западнее города и соединяло Мельбурн с аэропортом Тулламарин. За аэропортом объединялось с — Шоссе Калдер, которое соединяло Мельбурн с городом Бендиго;
  • Шоссе Западные Ворота (ранее известное, как Шоссе Нижняя Ярра) начиналось возле Мельбурнского порта на юго-западе города, пересекало реку по мосту «Западные Ворота» и объединялось с Королевской Дорогой (по направлению на Джелонг) и с Западным Кольцом;
  • Восточное шоссе начиналось около Коллингвуда и проходило через восточные и северо-восточные районы Мельбурна.

Новые автострады

Западное звено

Западное звено расширило уже существовавшее Шоссе Тулламарин и удлинило на пять километров до Мельбурнского Порта, соединив с Шоссе Западные Ворота. Звено включает в себя крупный мост через реку Ярра «Болт-Бридж», названый в честь 38-го премьер-министра Виктории сэра Генри Болта, соединяющий Центр Мельбурна и новый район Доклендс, а также звукоизоляционный тоннель в районе Флемингтон, где дорога проходит в непосредственной близости от жилых домов. На въездах в тоннель размещён скульптурный комплекс «Ворота в Мельбурн» — гигантские лучи жёлтого цвета, пересекающие пространство над дорогой, образуя массивную арку и красные лучи меньшего размера, расположенные вдоль пути следования. В народе жёлтые лучи получили прозвище — «сырные палочки», а красные — «бараньи рёбрышки».

Часть Западного звена была запланирована в 1969 году в рамках Мельбурнского Дорожного Плана как продолжение Федерального Шоссе F14.

Южное звено

Шоссе Западные Ворота и Монаш соединяются в единую трассу через тоннели Барнли и Домэйн, которые проходят под Королевским Ботаническим садом и рекой Ярра. Каждый тоннель имеет одностороннее движение в противоположных направлениях. На южном звене имеется съезд на Выставочную улицу — центральную улицу Мельбурна.

Южное звено было впервые запланировано в 1969 году в рамках Мельбурнского Дорожного Плана как наземная часть скоростного коридора Федерального шоссе F9.

Оплата

e-TAG — система автоматического сбора пошлины (САСП) была введена специально для песперебойного движения по всей трассе. Система использует электронную карту, которая вставляется в специальный электронный передатчик и монтируется на ветровом стекле автомобиля. По всей длине трассы расположены специальные сканеры, считывающие информацию с карты при помощи электронных передатчиков и автоматически вычитающие с личного счёта водителя необходимую для проезда сумму. Если карта не обнаружена, то система автоматически фотографирует автомобильные номера и находит информацию об автомобиле в полицейской базе данных. Владельцу авто по почте присылается квитанция, которую необходимо оплатить в течение трёх календарных дней. В противном случае против автовладельца будут выдвинуты обвинения в нарушении законов штата Виктория. Одноразовую электронную карту (англ. «24 hour pass» разрешён проезд в течение суток) можно купить практически на любой заправке, заказать по интернету или по телефону.

В 2003 году система оказалась под ударом. Одновременно с выходом CityLink на полную мощность Мельбурн накрыла волна штрафов за неоплаченный проезд. Выяснилось, что электронные передатчики не были оборудованы системой оповещения о низком уровне заряда батареи. Водители понятия не имели, что их электронные карты не отправляют сигнал на считывающие устройства. Компания, обслуживавшая систему, призналась в том, что была не готова к такому. В экстренном порядке были введены электронные передатчики нового поколения, а также открыт круглосуточный телефон горячей линии для водителей, на случай, если их устройство дало сбой.

Критика

  • Платные бесплатные дороги. В рамках развития CityLink некоторые дороги были модернизированы и расширены. На них появилась САСП. Бесплатные ранее участки Шоссе Монаш (между Тулак и Пунт роуд) и Шоссе Тулламарин (южнее Булла роуд) стали платными.
  • Закрытие объездных маршрутов. В некоторых районах были поставлены специальные барьеры, с целью недопустить объезда пунктов оплаты проезда по бесплатным улицам и переулкам. Многие жители посчитали этот шаг, как насильственное принуждение людей пользоваться трассой CityLink.
  • Неравномерная система оплаты. Выяснилось, что держатели постоянного счёта платят больше, чем покупатели одноразовой «24 hour pass» карты. С одноразовой карты плата взимается по единой ставке без ограничения числа поездок, а держатели счёта платят за каждую поездку отдельно. В итоге при многократных поездках последние платят больше. Компания-владелец позволяет убрать карту счёта и поставить однодневную карту, однако при этом ограничивает количество одноразовых карт, которые можно использовать в течение года.
  • Судебная конкуренция. Составленный между компанией Transurban и Правительством штата Виктория контракт даёт право компании-владельцу подать иск в суд в случае, если появится даже намёк на угрозу ограничения движения по трассе CityLink. Что собственно говоря и случилось в 2001 году, когда началось судебное разбирательство компании Transurban против штата Виктория. Предметом споров стало строительство новой дороги через район Доклендс в обход CityLink. Компания-владелец посчитала, что строительство бесплатной дороги является прямой угрозой платной CityLink и повлечёт за собой резкое снижение доходов. В итоге компания отсудила у штата 35 млн $, а строительство было прекращено. Вдобавок Transurban пригрозило, что и впредь будет подавать подобные иски, если будут предприняты попытки строительства или расширения автомобильных дорог, и даже железнодорожных путей вдоль трассы CityLink.
  • Интернет-скандал. Компания Transurban оказалась в центре большого скандала, когда стало известно, что информация из САСП хранилась на публичном сервере, который был взломан. Сообщалось, что была украдена личная информация клиентов CityLink. Обвинялись не только хакеры, но и сотрудники службы безопасности компании. В итоге информация оказалась газетной уткой.
  • Тоннельная экология. Два тоннеля, входящие в систему CityLink постоянно подвергаются критике. В первую очередь из-за качества воздуха. Компания-эксплуататор CityLink постоянно совершенствует системы вентиляции в тоннелях, вследствие чего подвергается ещё более резкой критике из-за слишком большого использования ценной для Австралии пресной воды. Недавно компания Transurban Limited получила разрешение на строительство завода по переработке отработанной воды, что поможет исключить использование пресной воды в системах вентиляции.

Выезды и пересечения