Янтарь (судостроительный завод)

12.09.2021

«Янтарь» — российский судостроительный завод в Калининграде. Полное наименование — акционерное общество «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“». Входит в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».

История

История развития современных территорий верфи ведётся от компании Union Giesserei Königsberg, занимавшейся выпуском машиностроительной продукции в Кенигсберге с первой половины 19 века. Территорию будущего завода «Янтарь» компания приобрела в 1907 году. В 1930 году немецкая судостроительная компания Schichau-Werke приобретает активы Унион Гизерай и продолжает развивать выпуск судов, военных кораблей и машиностроительной продукции.

В 1945 году территория Кёнигсберга переходит к СССР по итогам Второй мировой войны. 8 июля 1945 года, в соответствии с Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР, на базе кёнигсбергской верфи «Ф. Шихау» был образован завод, 2 августа 1945 года получивший обозначение № 820. Завод был подчинён 3-му Главному управлению Наркомата Судостроительной промышленности СССР, с 18 марта 1946 года реорганизованному в Министерство судостроительной промышленности СССР.

31 января 1966 г. предприятие получило наименование «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“». В том же году за успешную деятельность завод награждён орденом трудового Красного знамени.

В связи с распадом СССР и структурной перестройкой экономики 7 октября 1993 года Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» акционирован и преобразован в ОАО «ПСЗ „Янтарь“». 51 % акций завода осталось у государства.

В 2008 году ПСЗ «Янтарь» вошёл в состав АО «Объединённая судостроительная корпорация».

Руководство

Генеральный директор АО «Прибалтийский судостроительный завод „Янтарь“» — Илья Сергеевич Самарин.

Производственные мощности завода

Производственные мощности завода «Янтарь» позволяют строить на нём корабли и суда спусковым весом до 12 000 тонн. Завод располагает двумя судостроительными комплексами («Янтарь» и «Буревестник»); в составе первого комплекса имеются 2 строительных места длиной 306 м и шириной 24 м, 2 30-тонных и 5 80-тонных кранов, в составе второго комплекса — 3 строительных места длиной 164 м и шириной 16 м, 2 20-тонных и 2 30-тонных крана.

Помимо судостроительных комплексов в состав завода входят:

  • Заводоуправление;
  • Судостроительный эллинг с четырьмя дорожками длиной 110 м и шириной 42 м;
  • Кузнечный цех;
  • Цех обработки, резки и гибки металла;
  • Полный комплекс оборудования для очистки, порезки и гибки стали;
  • Цех сборки секций;
  • Цех судоремонта;
  • Трубопроводный цех;
  • Цех достройки;
  • Цех формирования корпусов;
  • Цех металлообработки, машиносборочный цех;
  • Цех сборки конструкций из алюминиевых сплавов;
  • Цех испытаний судового энергетического комплекса;
  • 6 30-90 тонных кранов (высота под гаком крана 30 м);
  • Плавдок № 8 длиной 150 м и шириной 29 м (грузоподъёмность 12000 тонн);
  • Плавдок № 2 длиной 131 м и шириной 22,5 м (грузоподъёмность 6000 тонн);
  • Причальные стенки длиной более 1500 м;
  • Краны вдоль причальной стенки для обслуживания судов: 9 х 20 тонн;
  • 4 буксира (2 мощностью 1200 л. с., по одному мощностью 160 л. с. и 150 л. с.;
  • Плавкран: 100 тонн.

Деятельность

Стратегия развития предприятия охватывает четыре специализации судостроения:

  • Военное кораблестроение.
  • Гражданское судостроение.
  • Военно-техническое сотрудничество.
  • Судоремонт.

«Янтарь» является одним из поставщиков кораблей для ВМФ Российской Федерации, а ранее — для военно-морского флота СССР.

В период с 1945 г. по 2020 г. на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» построено: 161 боевой корабль (сторожевые, противолодочные, десантные корабли и фрегаты); более 100 крупных и 400 малых гражданских судов. Отремонтировано около 500 судов.

СССР

Большие противолодочные корабли проекта 1155.1

  • «Адмирал Чабаненко»

Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Фрегат»

Сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник»

Сторожевые корабли проекта 1135М

Большие десантные корабли проекта 1174

  • БДК «Иван Рогов»
  • БДК «Александр Николаев»
  • БДК «Митрофан Москаленко»

Сторожевые корабли проекта 11540 «Ястреб»

В конце 1980-х — начале 1990-х годов было заложено 3 корабля проекта 11540 «Ястреб». Третий корабль был утилизирован недостроенным.

  • «Сторожевой корабль Неустрашимый»
  • «Сторожевой корабль Ярослав Мудрый»

Российская федерация

Фрегаты проекта 11356

С 2007 года по настоящее время (2019 год) верфь строит серию кораблей типа «Тальвар» и проекта 11356 на экспорт в Индию и для ВМФ РФ.

  • Фрегат «Teg» для ВМС Индии
  • Фрегат «Tarkash» ВМС Индии
  • Фрегат «Trikand» для ВМС Индии
  • Фрегат «Адмирал Григорович»
  • Фрегат «Адмирал Эссен»
  • Фрегат «Адмирал Макаров»

Большие десантные корабли проекта 11711

С 2004 года по настоящее время (2019 год) верфь строит БДК проекта 11711

  • БДК «Иван Грен»
  • БДК «Пётр Моргунов»

Океанографические исследовательские суда проекта 22010

В 2010—2020 годах было построено два исследовательских судна проекта 22010. По состоянию на 2020 год ОИС «Алмаз» достраивается на плаву.

  • ОИС «Янтарь»
  • ОИС «Алмаз»

Другие суда

Три траулера-сейнера проекта SK-3101R для Рыболовецкого колхоза им. Ленина (Камчатский край).

Ремонт

2 февраля 2009 года стало известно, что судостроительный завод выиграл конкурс на ремонт большого десантного корабля (БДК) «Александр Шабалин» и ещё пяти кораблей Балтийского флота. До конца 2009 года планируется провести плановый ремонт военных судов. Конкурсную кампанию проводило Главное техническое управление ВМФ России.

Автотор

В 1996 году завод организовал совместное предприятие ООО «KIA-Балтика» с автосборочной компанией «Автотор». В качестве паевого взноса завод передал СП часть своих производственных площадей. Спустя несколько лет в СП прошёл конфликт, связанный с низкой прибыльностью совместного предприятия для «Янтаря». В 2011 году «Янтарь» вышел из состава учредителей «KIA-Балтика», однако вернуть цеха судостроительный завод не смог и они продолжают эксплуатироваться «Автотором» как автосборочная площадка.