Казанский автобус

Казанский автобус — автобусная система города Казань.

По состоянию на 2021 год в городе существует 55 автобусных маршрутов. Общее количество автобусов, работающих на городских маршрутах — 840.

Автобус является самым популярным видом общественного транспорта в Казани: в 2016 году им было перевезено около 74 % пассажиров.

Движение всех автобусов отслеживается с помощью автоматизированной системы управления, основанной на спутниковой навигации. Отслеживать движение автобусов может любой пользователь Интернета.

Стоимость проезда — 35 рублей наличными, 30 рублей по банковской карте, 27 рублей по транспортной карте (2021 г.). На маршрутах задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные карты.

История, маршруты и подвижной состав

Первые автобусные рейсы в Казани состоялись в 1925 году.

За время существования автобусного движения в Казани его развитие происходило так же, как и большинстве крупных городов страны. Таким образом в 80-90-х годах основной парк автобусов состоял из «Икарусов», как однообъёмных, так и сочленённых автобусов-«гармошек». С развитием города не все маршруты справлялись с пассажиропотоком, особенно в часы пик, в частности «легендарные» маршруты № 46 и 56. К 2000-м годам данный парк практически износился, несмотря на обновление большими автобусами российскими ЛиАЗ-5256, чешскими Кароса, турецкими Мерседес. На смену им пришли автобусы ПАЗ и микроавтобусы Газель, принадлежащие в своём большинстве частным владельцам, имеющим лицензии на перевозку пассажиров в городе. Как результат формировались новые маршруты у которых были и достоинства и недостатки.

В 2007 году была радикально пересмотрена система автобусного сообщения в городе. Помимо уменьшения, изменения и перенумерации по № 99 маршрутов движения, транспортная реформа впервые в России предусматривала почти полное обновление парка на модели низкопольные и полунизкопольные, с экологичным стандартом двигателя Евро-3. Реформа получила позже национальную транспортную премию «Золотая колесница».

Автобусный парк был обновлён на машины трёх классов разных производителей — российского (НефАЗ-5299 большие), белорусского (МАЗ-103, МАЗ-203 большие низкопольные, МАЗ-206 малые низкопольные), китайского (Golden Dragon 6112 большие, 6102 средние, 6840 малые; Higer 6118 средние, 6891 малые; Yutong 6737 малые), украинского (Богдан А092 малые) и южнокорейского (Hyundai County HD17 особо малые) производства. Имевшихся до 2007 г. в небольшом количестве особо больших сочленённых автобусов-«гармошек» (Икарус, Кароса) задействовано не было.

При внедрении транспортной реформы были официально отменены все маршрутные такси мелких ИЧП, которые были в основной своей массе (около 2000 шт.) представлены маркой ПАЗ-3205 (малые) и ГАЗель (особо малые).

Впервые в России все новые автобусы, независимо от марки, получили окраску в красный цвет, аналогично лондонским и некоторым другим. Среди горожан ставшее нарицательным цельное выражение «красные автобусы» по большей части заменило бытовавшее ранее определение «маршрутка».

В 2012—2013 гг. парк также существенно был обновлён: выведены из эксплуатации практически все китайские и корейские модели среднего и малого класса, такие как Golden Dragon, Higer, Hyundai County, Yutong, ISUZU «Богдан». Были закуплены новые автобусы, такие как ПАЗ-3237, НефАЗ-5299-30-32, МАЗ-103, МАЗ-206. Были изменены некоторые маршруты и добавлены новые.

В 2016 году было закуплено 108 больших низкопольных автобусов МАЗ-203..

16 сентября 2017 года был открыт маршрут 70 и закрыты маршруты 83 и 98.

В 2018 году было закуплено свыше 100 больших низкопольных автобусов МАЗ-203. 1 мая начался перевод маршрута N55 на автобусы большой вместимости. В августе испытывали электробус "Волгабус", но позже он был отправлен в Великий Новгород.

1 октября на маршруты МУП "ПАТП-2" вышли автобусы марки НефАЗ-5299-40-57. 24 октября они вышли на 62 маршрут, который обслуживает ООО "Агромир".

  • Автобус НефАЗ на площади Тукая

  • Автобус «МАЗ» на улице Пушкина

  • Автобус «Higer» на улице Короленко

  • Автобус «Golden Dragon» на улице Пушкина

  • Автобус «Hyundai» на Площади Свободы

  • Пригородный автобус «Мерседес» на улице Волгоградской

Критика

Несмотря на уменьшение аварийности по сравнению с «маршрутками», «красные автобусы» часто подвергаются критике за стиль вождения водителей (гастарбайтеров в значительной массе), связанный с гонкой за выручкой. Также вызывает недовольство массовое окончание работы некоторых маршрутов ранее предусмотренного графика (уже к 19:00—20:00).

Кроме того, несмотря на больший комфорт в сравнении с бывшими малыми и особо малыми автобусами, эксплуатирующееся большинство полунизкопольных средних и больших автобусов нередко подвергается критике пассажирами из-за неудобства ступенек в задней части салона, а иностранные модели — также перевозчиками за трудности в закупке запчастей.