Корветы типа «Флауэр»

Корветы типа «Флауэр» (англ. Flower class) — тип корветов периода Второй мировой войны. Корабли, сыгравшие огромную роль в Битве за Атлантику и ставшие для англичан таким же символом победы, каким для русских является танк Т-34. Предназначались для противолодочной обороны трансатлантических конвоев, однако, выполняли разнообразные боевые задачи, в том числе, патрульную и минно-тральную службу. Всего было построено 267 корветов этого типа.

История создания

Класс корветов возродился в Королевском флоте в 1939 году, когда были переклассифицированы 112 конвойных (или эскортных) шлюпов, построенных в 1915—1938 годах для колониальной службы. Но, осознав неизбежность войны, Британское Адмиралтейство начало несколько срочных военных программ. Подобно Первой мировой войне, главное внимание уделялось Флоту метрополии. От эскортных же сил требовались дешевизна, простота и возможность массовой постройки. (Понимание важности ПВО и усиление зенитного вооружения пришло с началом войны).

Адмиралтейство обратились в фирму Smith’s Dock Со. Ltd South Bank в Мидлсборо с просьбой разработать проект корабля, который можно было бы быстро и в больших количествах строить на верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения. В качестве прототипа было выбрано ранее построенное на той же верфи китобойное судно Southern Pride, использовавшее простую в обслуживании паровую машину, пар вырабатывали односторонние огнетрубные котлы «шотландского» типа, но угольное отопление было заменено нефтяным. Корпус корабля удлинили для размещения погребов боезапаса и возросшего экипажа. Электричество вырабатывал один турбогенератора мощностью 15 кВт. Напряжение сети 220 V. Мощности турбогенератора не хватало для одновременной работы гидроакустической станции и радара.

Спареная зенитная установка пулемётов «Льюис».

Скорость нового корабля, 16 узлов, хотя и невысокая, была такой же как у подводной лодки в подводном положении, зато малая длина позволяла описывать циркуляцию практически на месте. Вооружение состояло из открытого четырехдюймового орудия, огражденного барбетом, и (в некоторых случаях) двухфунтового зенитного орудия «пом-пом» на круговой платформе в корме. Все это дополнялось парой пулемётов «Льюис» или «Виккерс» на мостике. Первые корветы, с их коротким полубаком и мостиком китобоя мало походили на боевые корабли: на волнении экипажи, состоявшие из новобранцев и резервистов, очень быстро укачивало, а из-за короткого полубака палубу в районе надстройки сильно заливало. Строили корветы типа «Flower» и в Канаде. По советским и российским источникам на всех канадских корветах (кроме «Dundas») вместо огнетрубных стояли водотрубные трёхколлекторные паровые котлы.

Для того, чтобы приспособить корабли к решению изменившихся задач, пулеметы Льюис на них заменили на 20-мм пушки Эрликон, а для размещения экипажа, возросшего с 47 в первоначальном проекте до 95 человек, полубак удлинили сначала до половины длины корабля, затем до двух третей. Это же помогло решить проблему с заливаемостью. Иногда новый вариант называется «Модифицированный Flower». Добавленный вес уменьшил метацентрическую высоту, сделав качку более плавной, значительная часть оригинальных «Флауэров» была так модернизирована в середине и в последние годы войны.

Служба

После поражения Франции в июне 1940, подводные лодки стран оси получили удобные базы в оккупированных гитлеровскими войсками атлантических портах. В результате выяснилось, что во-первых, конвои нуждаются в противолодочной обороне на всем пути следования, а во-вторых, их маршруты оказались в пределах досягаемости немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Несмотря на исходное назначение — прибрежные действия, военная необходимость заставила с 1941 года использовать корветы для охранения океанских конвоев. Из-за недостатка эскортных кораблей, основная нагрузка по их проводке легла на корветы типа Flower, единственный тип, который можно было строить быстро и в массовых количествах, несмотря на то, что они не были рассчитаны на длительное плавание и не имели достаточного зенитного вооружения. Корабли унаследовали от своего прототипа-китобоя замечательную мореходность.

Исходно конвоирование проводилось только от Британских островов до меридиана 30° з. д., после чего транспорты следовали самостоятельно. Со временем ввели охранение на всем пути. Но в типичном случае, корветы доходили только до точки передачи посередине Атлантики (англ. Mid-ocean Meeting Point, MOMP), где конвой принимало охранение другой стороны — от британского канадское или американское, и наоборот. Освободившиеся корабли подбирали встречный конвой и вели обратно.

Служба на борту в течение длительных переходов была однообразной, изнурительной, и очень тяжелой психологически. Условия обитания для офицеров были сносными, но для матросов в переполненном, душном и заливаемом водой холодном кубрике они были тяжелы. Из-за невозможности хранить скоропортящиеся продукты более чем 2-3 дня, питание неделями состояло из сухого пюре и солонины. Основную часть экипажей составляли совсем молодые ребята, нестойкие к морской болезни. Поэтому политика в отношении отпусков при стоянках по обеим сторонам океана была относительно либеральной.

Дальнейшее развитие типа

Для устранения основных недостатков проекта (малого запаса топлива и скученности в жилых отсеках) были увеличены размеры корпуса, что позволило разместить и дополнительное вооружение. Новый вариант, известный как корветы типа «Касл» (Castle), строился начиная с 1942. Последующее увеличение размеров, установка двухвальной силовой установки для улучшения живучести, усиление вооружения привели к созданию фрегатов типа «Ривер» (River), строившихся с 1943 года.

Послевоенное использование

Корабли, ставшие ненужными после войны, были проданы на слом, переданы в дружественные флота, но 110 из них были проданы как излишки военного имущества и стали использоваться в гражданских целях, были переоборудованы в китобои и грузовые суда, буксиры, метеорологические суда. Несколько из них было приобретено Пальямом и использовалось для нелегальной транспортировки евреев в Палестину.