XYZ-анализ
XYZ-анализ — анализ, который позволяет произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла.
Алгоритм анализа
Алгоритм проведения можно представить в четырёх этапах:
Категория X — ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза. Значение коэффициента вариации находится в интервале от 0 до 10 %.
Категория Y — ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования. Значение коэффициента вариации — от 10 до 25 %.
Категория Z — потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая. Значение коэффициента вариации — свыше 25 %.
Реальное значение коэффициента вариации для разных групп может отличаться по следующим причинам:
- сезонность продаж,
- тренд,
- акции,
- дефицит и т. д.
Есть несколько разновидностей XYZ-анализа, например анализ плановых данных с фактическими, что дает более точный % отклонения от прогноза. Очень часто XYZ-анализ проводят совместно с ABC-анализом позволяя выделять более точные группы, относительно их свойств.
Коэффициент вариации — это отношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых значений ресурса.
Рассчитывается по формуле
V = σ x ¯ , σ = ∑ i = 1 n ( x i − x ¯ ) 2 n , x ¯ = ∑ i = 1 n x i n , {displaystyle V={frac {sigma }{ar {x}}},quad sigma ={sqrt {frac {sum _{i=1}^{n}left(x_{i}-{ar {x}} ight)^{2}}{n}}},quad {ar {x}}={frac {sum _{i=1}^{n}x_{i}}{n}},}где:
V {displaystyle V} — коэффициент вариации, σ {displaystyle sigma } — среднеквадратичное отклонение, x ¯ {displaystyle {ar {x}}} — среднеарифметическое, x i {displaystyle x_{i}} — i-е значение статистического ряда, n {displaystyle n} — количество значений в статистическом ряде.