Keppel Corporation

13.10.2021

Keppel Corporation — сингапурский конгломерат, основным направлением деятельности которого является производство морских буровых установок для глубоководной добычи нефти и газа (в этой сфере крупнейшая компания в мире), также активен в сферах недвижимости, инфраструктуры и управления активами.

История

Компания названа по гавани Кеппел (англ. Keppel Harbour), основной глубоководной гавани Сингапура, которая, в свою очередь, была названа в честь открывшего её адмирала Генри Кеппела (англ. Henry Keppel). В 1859 году в гавани был открыт первый док, через два года была основана компания по обслуживанию и ремонту судов в этой гавани. В 1911 году британскими колониальными властями был создан Совет по гаваням (англ. Singapore Harbour Board). С обретением Сингапуром независимости в 1965 году этот совет был переименован в Администрацию порта Сингапура (англ. Port of Singapore Authority), подчинённую правительству и включавшую департамент доков. В 1968 году этот департамент основал компанию Singapore Drydock and Engineering Co. (Pte) Ltd., вскоре переименованную в Keppel Shipyard (Pte) Ltd. Расширение сферы деятельности в судостроение началось в 1971 году с покупкой 40-процентного пакета акций компании Far East Levingston Shipbuilding Ltd. (в 1980 году были куплены остальные акции). В 1975 году Keppel прошла первичное размещение акций, однако государство сохранило за собой контрольный пакет (через Temasek Holdings). Также в 1975 году был создан первый зарубежный филиал, Keppel Philippines Shipyard (на Филиппинах), в следующем году был поглощён конкурент Singmarine, а в 1977 году был открыт первый сухой док компании Temasek Dock, через пять лет второй, Raffles Dock.

В 1978 году была основана финансовая компания Shing Laong Credit. В 1983 году Keppel вышла на рынок недвижимости, купив компанию Straits Steamship Land. Эта компания была основана в 1890 году и первоначально занималась морскими перевозками, но в начале 1970-х годов переориентировалась на операции с недвижимостью. В составе Keppel компания быстро росла, скупая недвижимость в Сингапуре, а к концу 1980-х годов и в других странах Азии, и в 1989 году была выделена в самостоятельную компанию Straits Steamship Land Limited. Из части активов Straits Steamship, не связанных с недвижимостью, была сформирована другая компания, Steamers Maritime Holdings, с отдельным листингом на Сингапурской бирже, но над которой Keppel сохранила контроль. Эта компания, несмотря на название «Пароходный морской холдинг», стала основой для выхода на рынок телекоммуникаций; к 1997 году, полностью свернув судоходный бизнес, компания сменила название на Keppel T&T и запустила сеть сотовой связи M1 (англ. M1 Limited).

Основная компания в 1986 году сменила название на Keppel Corporation и продолжала развивать направления судостроения и портового хозяйства. В 1987 году дочерняя компания Singmarine Shipyard слилась с Singapore Slipway в новую компанию Singmarine Industries, также с отдельным листингом на бирже. Расширялась и география деятельности, в 1989 году была куплена филиппинская компания Cebu Shipyard and Engineering Works, а в 1990 году — доля в верфи в Браунсвилле (Техас), через два года доля была доведена до 100 %. Также были куплены верфи в Объединённых Арабских Эмиратах, Индии и Азербайджане, появились отделения в Болгарии, Вьетнаме, Таиланде и других странах. За 1990-е годы Keppel Corporation вышла в мировые лидеры в изготовлении бурового оборудования для глубоководной добычи и в оснащении судов оборудованием для погрузки и хранения товаров.

Финансовое подразделение также развивалось, в 1988 году были куплены финансовая компания Sim Lim Finance и брокерская контора EG Tan Stockbrokers, а в 1990 году — Asia Commercial Bank, переименованный в Keppel Bank. В 1998 году, однако, этот банк был объединён с Tat Lee Bank, и в 2001 году поглощён Oversea-Chinese Banking Corporation.

В 1999 году дочерняя компания Keppel Shipyard объединилась с японским конкурентом Hitachi Zosen, образовав Keppel Hitachi Zosen, но в 2002 году Keppel Corporation удалось установить полный контроль над этим партнёрством, преобразовав его в дочернюю компанию Keppel Offshore & Marine, в которую вошли все верфи корпорации; в том же году их список пополнился роттердамской верфью Verolme Botlek, а в 2003 году — инженерно-строительным предприятием в Казахстане.

В декабре 2017 года корпорация была оштрафована на $570 млн по результатам расследования коррупционного скандала в Бразилии.

Руководство

  • Ли Бунь Ян (Lee Boon Yang) — независимый неисполнительный председатель совета директоров с 2009 года; также с 2011 года председатель совета директоров Singapore Press Holdings; с 1984 по 2011 год был членом парламента Сингапура, с 2003 по 2009 год был министром информации, коммуникаций и искусств.
  • Ло Чинь Хуа (Loh Chin Hua) — главный исполнительный директор с 2014 года.

Деятельность

Основные подразделения:

  • Offshore & Marine — проектирование, производство, ремонт и модернизация морских буровых установок, а также переоборудование и ремонт судов (в частности для транспортировки сжиженного газа); оборот — $1,802 млрд, чистый убыток — $835 млн, сотрудников — 15,6 тысяч.
  • Infrastructure — управление электростанциями и дата-центрами (18 в Европе и Азии), логистика, проектирование экологичных объектов; оборот — $2,207 млрд, чистая прибыль — $132 млн, сотрудников — 2,6 тысяч.
  • Property — строительство и инвестиции в недвижимость; в собственности подразделения участки под строительство 63 тысячи домов (31 тысяча в КНР, 20 тысяч во Вьетнаме, 8200 в Индонезии и 1200 в Сингапуре) и 1,5 млн м² офисных площадей; оборот — $1,782 млрд, чистая прибыль — $685 млн, сотрудников — 3,3 тысячи.
  • Investments — инвестиции в такие компании, как KrisEnergy Limited, M1 Limited, k1 Ventures Ltd, проект Sino-Singapore Tianjin Eco-City, включает компании Keppel Capital и Keppel Urban Solutions; оборот — $173 млн, чистая прибыль — $235 млн, сотрудников — 416, активы под управлением — $29 млрд.

Распределение выручки по регионам деятельности:

  • Сингапур — $3,048 млрд;
  • КНР и Гонконг — $887 млн;
  • Европа (Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Нидерланды, Италия, Ирландия) — $525 млн;
  • Южная Америка (Бразилия) — $460 млн;
  • Азия (Индия, Индонезия, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Таиланд, Вьетнам) — $376 млн;
  • Северная Америка (США) — $281 млн;
  • Япония и Республика Корея — $184 млн;
  • Ближний Восток (Азербайджан, Катар, ОАЭ) — $130 млн;
  • Австралия — $77 млн.

Акционеры

На 2018 год 57,3 % акций принадлежало институциональным инвесторам; 35,8 % акций находилось в собственности инвесторов из Сингапура, 4,8 % из остальной Азии, 10,5 % из Северной Америки и 9,8 % из Европы. Крупнейшим акционером является Temasek Holdings (20,48 %).