Науменко, Майк

Майк Науменко (настоящее имя Михаил Васильевич Науменко; 18 апреля 1955, Ленинград — 27 августа 1991, там же) — советский рок-музыкант, гитарист, автор песен. Основатель и лидер группы «Зоопарк».

Биография

Ранние годы

Родился 18 апреля 1955 года в семье ленинградских интеллигентов. Его отец (Василий Григорьевич, 1918—2007) был преподавателем в ЛИСИ, а мать (Галина Флорентьевна Науменко-Брайтигам, 1922—2010 ) — работником библиотеки. В детстве музыкой не занимался. Увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку The Beatles. Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри, Боб Дилан, Марк Болан, Лу Рид и др.

Писать песни начал ещё в школе, после того как бабушка подарила ему гитару. Первые песни Майк сочинял на английском. Науменко учился в спецшколе и неплохо владел языком. Там же он получил прозвище «Майк». Бывшая жена Майка, Наталья, утверждает, что так его впервые назвала школьная учительница английского языка. Первые тексты на русском были написаны в 1972 году под влиянием Бориса Гребенщикова. Кроме музыки увлекался изготовлением моделей самолётов, чтением советских детективов, переводами с английского языка.

После школы по настоянию отца поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт, но после четвёртого курса бросил учёбу. Работал звукорежиссёром в Большом театре кукол, потом — сторожем. Всё это время оставался музыкантом.

Начало музыкальной карьеры

Длительное время Майк играл во многих малоизвестных ленинградских группах на бас-гитаре. В начале 1977 года недолго играл в группе «Союз любителей музыки рок» Владимира Козлова. В период 1977—1979 сотрудничал с группой «Аквариум» в качестве приглашённого гитариста. В середине 1978 года Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записывают акустический альбом «Все братья — сёстры». Запись выполнена на магнитофон «Маяк-202», местом проведения записи музыканты выбрали берег Невы, а из инструментов имелись лишь акустическая гитара и губная гармошка. Качество записи очень сильно отличалось от студийного, но многие записанные тогда песни стали впоследствии хитами. Несколько раз объединялся с музыкантами «Аквариума» под шуточной вывеской «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри» с репертуаром из классических рок-н-роллов. Летом 1979 года совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный Ремонт». Репетировал с «Капитальным ремонтом» до конца осени 1979, после чего окончательно выбрал сольную карьеру и начал выступать, исполняя свои песни под гитару.

В июле — августе 1980 года при поддержке Гребенщикова и гитариста Вячеслава Зорина в студии Большого театра кукол он записывает альбом «Сладкая N и другие». Из 32 записанных песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошёлся по Москве. Тем же летом состоялось несколько концертов. Его имя начало приобретать определённую известность. Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом». Кроме того, он побывал на фестивале рок-акустики в олимпийской Москве.

«Зоопарк»

Осенью 1980 года Майк Науменко решил собрать свою собственную группу и через Михаила Файнштейн-Васильева вышел на музыкантов студенческой группы «Прощай, чёрный понедельник», которая представляла собой пауэр-трио в составе гитариста Александра Храбунова, басиста Николая Алексеева и барабанщика Андрея Данилова. Хотя эта группа играла не особо близкую к идеалам Майка музыку, тяготевшею к хард-року и хэви-металу, взаимопонимание было достигнуто. Так появилась группа, названная «Зоопарк». Решившего работать по специальности Алексеева при этом заменили на Илью Куликова из группы «Маки».

Группа начала репетировать в ноябре 1980, в следующем феврале дебютировала на пригородной танцплощадке, а весной была принята в Ленинградский рок-клуб, на сцене которого в мае состоялся их первый концерт с программой целиком из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики. 9 декабря 1980 года, получив известия о гибели Джона Леннона, Науменко съезжает от родителей, его новым местом жительства стал дом №18/1 по Боровой улице, где на последнем седьмом этаже в коммунальной квартире проживала его будущая жена Наталья Кораблёва. 17 апреля 2016 года поклонники творчества Майка несанкционированно установили мемориальную доску по этому адресу. В декабре 2020 года стало известно, что в его комнате появится небольшой музей.

Летом 1981 Майк соло выступил на фестивале авторской песни в Риге. Не имея возможности воплотить свои песни в студийных электрических версиях, в июне 1982 Майк записал на студии Театрального Института второй соло-альбом LV.

В марте 1982 Майк сыграл гитарное соло в песне Цоя «Битник» на дебютном концерте группы «Кино», с участниками которой его на протяжении многих лет связывали дружеские и творческие отношения.

До 1987 года команда была любительским коллективом, после чего прошла тарификацию в Ленконцерте. Вместе с группой Майк давал концерты по всему СССР. Как написал Андрей Бурлака, группа «на каком-то этапе стала самой концертирующей группой Рок-клуба, а возможно, и страны».

Затем группа сокращает количество выступлений. Сказывалась усталость от бесконечных гастролей. К этому добавились проблемы со здоровьем у Майка, которые усугубились бытовыми неурядицами и злоупотреблением алкоголем. Его оставила жена (официально развод был оформлен 15 августа 1991 года, незадолго до смерти Майка). Резко ухудшилась моторика левой руки, что привело к затруднениям в игре на гитаре. Барабанщик Валерий Кирилов отмечал в своих воспоминаниях: «Несмотря на успех у публики, Майк перестал получать удовлетворение от творчества. Он постоянно метался: сочинял — рвал, сочинял — рвал. Его одухотворённая, тонко чувствующая время натура явно подсказывала ему: грядут перемены в понимании духовных ценностей (Майк бы меня убил за эту фразу). Он видел массовое барыжничество в масштабах страны и не принимал его. Искренний патриот, Майк никак не мог понять, как можно приноровиться к переменам, которые ведут к явному развалу империи <…> C безжалостной чёткостью я осознал тогда: Майк не принимает время, а время не принимает его».

В январе 1990 года довольно неудачно выступил соло на фестивале «Рок-акустика» в Череповце.

14 марта 1991 года в последний раз появился на сцене, исполнив во время фестиваля в «Юбилейном», посвящённого десятилетию Ленинградского рок-клуба, свой «Пригородный блюз» в сопровождении музыкантов «Аквариума».

Смерть и похороны

Умер 27 августа 1991 года у себя в квартире от кровоизлияния в мозг.
Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов высказал другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но, якобы, вызванного переломом основания черепа в результате удара, нанесённого Майку при ограблении во дворе, о чём свидетельствует пропажа личных вещей музыканта. Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно. Позже в СМИ появилось анонимное свидетельство неизвестного, якобы бывшего непосредственным очевидцем избиения Науменко. Однако многие люди, знакомые с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают.

Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

  • Жена Наталья Науменко (в девичестве Кораблёва, развелись 15 августа 1991 года, незадолго до смерти Майка)
  • Сын Евгений: женат, воспитывает двух дочерей, работает на телевидении. Придерживается той же версии смерти отца, что и Валерий Кирилов.

Творчество

Майк начал увлекаться музыкой ещё в школьные годы, причём в значительной степени этому способствовала его старшая сестра. Первыми музыкальными группами, творчество которых привлекло его внимание, были The Rolling Stones, The Beatles, Jefferson Airplane, кроме того, он собирал западные статьи про T. Rex, The Doors, Дэвида Боуи.

О его «дозоопарковском» творчестве известно немногое: ещё в школе сочинял песни на английском, но так и не сумел их реализовать. Первый в СССР совместил в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре «бытового» реализма.

Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной, что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «100 магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: «В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: „Все мои песни посвящены ей…“».

Следующим этапом на творческом пути музыканта стала организация группы «Зоопарк», в которой он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.

Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом. Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по словам автора, это вовсе не значило, что он именно такой, как персонаж, от лица которого поётся песня. Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен — Боба Дилана, Лу Рида или T. Rex (иногда Майк сохранял и исходную мелодию — например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me in the Morning», или «Я люблю буги-вуги» и «I Love to Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве.

Многие песни, написанные Науменко, исполнялись другими артистами. Среди них — «Аквариум», «Кино», «Чайф», «Секрет», «Крематорий», «Чиж & Co», «Алиса», «Ноль», «Собаки Качалова», «Наив», «Ва-Банкъ», «Кирпичи», «Ленинград», Земфира, «Оазис Ю», Ольга Арефьева, «Звери», Casual, «Заповедник», «Психея» и многие другие.

Науменко оставил несколько переводов книг о западной музыке (до сих пор не изданных), образцов серьёзной литературы, прежде всего, очень важной для его мировоззрения притчи Ричарда Баха «Иллюзии», а также научной фантастики. Переведённый им с сестрой Татьяной роман Эрика Фрэнка Расселла «Ближайший родственник» в 1993 году вышел в издательстве «Северо-Запад».

Дискография

Сольные альбомы

  • 1978 — Все братья — сёстры (совместно с БГ)
  • 1980 — Сладкая N и другие
  • 1982 — LV

Группа «Зоопарк»

  • 1981 — Blues de Moscou
  • 1983 — Уездный город N
  • 1984 — Белая полоса
  • 1991 — Музыка для фильма
  • 2000 — Иллюзии
  • 2000 — W
  • 2021 — ДК МЭЛЗ 8 апреля 1988. Премьера фильма «Асса»

Концертные записи

  • 1980 — Майк и Аквариум. 25 октября 1980. Москва
  • 1984 — Концерт в кафе «Чайка», ноябрь 1984 года, Новосибирск (Майк и Юрий Наумов)
  • 1985 — Жизнь в Зоопарке
  • 1996 — Весна-лето (Майк и Цой)
  • 1996 — 12—13 января 1985 года, Москва (Майк и Цой)
  • 1997 — Квартирник (Майк и Рыженко)
  • 1998 — Майк Науменко. Виктор Цой (Майк и Цой)
  • 1998 — Исполнение разрешено (Майк, БГ и Цой)
  • 2009 — Ленинград 1984 (Майк и Цой)

Трибьют-альбомы

  • 1993 — Песни Майка
  • 1998 — Парк МАЙКского периода («Трибьют. Зоопарк»)
  • 2000 — РеМайк (песни Майка Науменко исполняют Александр Донских фон Романов и группа «Зоо-Парк»)
  • 2001 — Ром и пепси-кола (Песни Майка Науменко исполняет Дмитрий Дибров и «Антропология»)
  • 2005 — Трибьют Майку Науменко, 50 лет. Уездный город N 20 лет спустя
  • 2008 — Грязные блюзы (Александр Дёмин)
  • 2016 — Песни простого человека
  • 2018 — Звери в зоопарке (группа «Звери») и саундтрек фильма «Лето» (2018)