Выборгская резня

Выборгская резня — эпизод Гражданской войны в Финляндии, когда после взятия Выборга войсками генерала Густава Маннергейма 29—30 апреля 1918 года были проведены аресты и массовые расстрелы финских красногвардейцев и гражданского населения, заподозренного в сочувствии коммунистам. В подавляющем большинстве это было местное русское население, не имевшее никакого отношения к красному движению.

Предшествующие события

К 1910-м годам Выборг был населён людьми разных конфессий и национальностей — финнами, русскими, шведами, немцами, карелами, поляками. В городе находился гарнизон Выборгской крепости, а с весны 1916 года располагался штаб 42-го армейского корпуса. После Февральской революции в Выборге действовал Совет рабочих и солдатских депутатов. 29 августа 1917 года во время Корниловского выступления в гарнизоне взбунтовавшиеся солдаты учинили самосуд над генералами и офицерами, посчитав их контрреволюционерами. К началу 1918 года численность находящихся в городе войск была значительно меньше — началась демобилизация.

27 января 1918 года в Гельсингфорсе радикальные левые начали вооружённый захват власти, а с 28 января для руководства восстанием был создан Совет народных уполномоченных Финляндии. Вскоре восставшие захватили власть во многих городах на юге страны, в том числе и в Выборге. Город был важным транспортным узлом, связывающим «красных» финнов с союзниками в Петрограде. А железные дороги были важнейшими путями перемещения войск.

В конце февраля «красным» не удалось наступление, а в марте инициатива перешла к «белым». 7 апреля в Ловиисе высадился прибывший из Ревеля отряд Отто фон Брандштейна численностью 2,5 тысячи немецких солдат, ещё более осложнив положение красных. С 4 по 9 апреля Совет народных уполномоченных переехал из Гельсингфорса в Выборг.

25 апреля ночью все члены Совета народных уполномоченных, кроме Эдварда Гюллинга (начальника Главного штаба Красной гвардии) и Антти Кивиранта, покинули Выборг на пароходе, отплыв в Петроград.

Ход событий

Ночью и ранним утром 29 апреля, примерно после 3:30, «белые» вошли в город через районы Коликкойнмяки на юго-востоке и Папула на севере. Серьёзного сопротивления они не встретили, многие позиции «красных» были оставлены. По словам одного очевидца по фамилии Катонский «около 6 часов утра белые ворвались в город со стороны Коликомяки с криками "Бей русских!"».

Вошедшие в город проводили «зачистку», проверяя дома и дворы в поисках «красных».

Находившиеся в Выборгском замке 98 пленных белогвардейцев завладели им той же ночью 29 апреля. Быстро была установлена связь с вошедшими в центр города с востока «первыми егерями». Утром 29 апреля в замок привозили арестованных мужчин и там расстреливали.

Во второй половине дня 29 апреля был произведён массовый расстрел между валами у Фридрихсгамских ворот. Расстреляно было по меньшей мере 200 русских.

Массовые расстрелы прекратились с приездом британского вице-консула в Выборге Вольдемара Фриска (англ. British Vice-Consul Voldemar Carl Frisk), заявившего официальный протест.

Однако в последующие дни и недели расстреливали и других русских.

Выборгские расстрелы принесли командующему Восточной группой войск Эрнесту Левстрёму и коменданту города неприятную известность, когда о них начали писать петроградские газеты, а затем и шведская «Хювюдстадсбладе».

Число жертв

Источники по-разному оценивают число жертв трагедии.

Одни называют цифры от 3 до 5 тысяч человек. Среди расстрелянных были финские красногвардейцы и жители Выборга, не принимавшие участия в военных действиях, считавшие себя нейтральными: рабочие, русские солдаты и офицеры бывшей Русской императорской армии (в основном уже демобилизованные), гражданские лица разных национальностей.

Тела расстрелянных в Аннинских укреплениях и финские каратели

При этом общая численность погибших русскоязычных и приравненных к ним граждан оценивается исследователями событий примерно в 300−500 человек. В одном из последних исследований финских авторов, которое можно считать наиболее полным (исследователь — Ларс Вестерлунд), приводится цифра расстрелянных русских 380—420 человек. Из них свыше 9/10 были мужчинами боеспособного возраста. Многие были рабочими или принадлежали «к обслуживающему персоналу, трудившемуся в среде рабочих», то есть, формально, относились к основной группе, на которую был направлен белый террор. Предположительно, около 150, или почти половина опознанных убитых, были военными чиновниками, демобилизоваными солдатами и офицерами «или прочими из числа бывших военных». Однако, на самом деле, лишь небольшая часть русских была казнена из-за своей реальной принадлежности к красной гвардии.

Среди жертв этнической чистки были также православные священники, несовершеннолетние, женщины и гражданские лица разных национальностей, принятые за русских: 23 поляка, 14 украинцев, итальянец, еврей, два татарина, эстонцы. Руководил расстрелом майор Марти Эгстрем, коренной швед, который приехал в Финляндию воевать против русских (см. также: Шведская бригада). В расстрелах участвовали бойцы Партизанского полка Каяани.

Другие источники дают общую цифру убитых за двое суток расправы около 400 человек, но все равно называют события «самой массовой казнью в истории Суоми» и признают, что в подавляющем большинстве были убиты русские, не имеющие никакого отношения к красному движению.

Наиболее массовые расстрелы проходили во рвах Анненских укреплений и на территории так называемого «Собачьего кладбища» за чертой города (там действительно закапывали погибших собак). В частности, имеются сведения, что во второй половине дня 29 апреля 1918 года на участке между валами перед Фридрихсгамскими воротами (в 300 метрах на запад от Выборгского замка) было расстреляно около двухсот русских, арестованных в городе утром этого дня, из них поимённо определены 87 человек (включая несовершеннолетних). До 2 мая трупы пролежали на крепостном валу, и только потом их разрешили похоронить.

По мнению историка, исследователя советского периода И. Ратьковского события в Финляндии стали причиной ответного «красного террора» в России.

Погребения

Местами погребения расстрелянных русских стали православные кладбища: гарнизонное кладбище в пригороде Сорвали (свыше 100 чел.) и кладбище Выборгского городского православного прихода в Ристимяки (2-й километр Ленинградского шоссе в нынешней черте города; около 28 чел.). На памятнике, установленном на массовом захоронении в Ристимяки, было написано по-русски: «Мы ждали вас как освободителей, а вы принесли нам смерть». Позднее практически все памятники на могилах русских граждан, погибших весной 1918 года, на православных кладбищах Выборга были утрачены.

В советский период на бывшем «Собачьем кладбище» был установлен монумент в форме стелы из серого гранита высотой около 4 м (скульптор В. С. Чеботарев, архитектор А. М. Швер). Его торжественное открытие состоялось 30 апреля 1961 года с участием делегации старых финских красногвардейцев. Текст на плите возле памятника сообщает, что в братской могиле лежат красногвардейцы, расстрелянные в апреле-мае 1918 года. О жертвах среди мирного населения в том момент по политическим причинам предпочли не вспоминать. Решение об установке памятника на месте их убийства было принято только к 95-летию массовых расстрелов: в 2013 году в Аннинских укреплениях у Фридрихсгамских ворот был установлен памятный деревянный крест, позднее заменённый гранитной стелой.

  • Памятник мирным жителям в Аннинских укреплениях

  • Памятник финским красногвардейцам

  • Памятная плита возле Памятника финским красногвардейцам