Горюны

Горюны — небольшой субэтнос русского народа, который проживает в центральной части Сумской области Украины: преимущественно в Путивльском районе и в меньшей степени — в Белопольском. Русский говор горюнов имеет черты, близкие белорусскому и украинскому языкам.

Горюны представляют собой автохтонное население Сумского Полесья, их предки проживали на данной территории ещё во времена Киевской Руси. Горюны, жившие до передачи их в состав Украины в Путивльском уезде Курской губернии и зафиксированные в документах уже в XVI веке, получили такое название по кличке, которая образовалась от того, что они якобы «горевали горе», а по другой версии — жили на «месте сгоревших лесов», так же, как их соседи полехи — жители лесов. О происхождении горюнов существует много версий, в том числе и такая, будто они являются потомками ковуев — одного из племён союза северян, средневековых севрюков, нынешних саянов. С ними их объединяет «кагоканье», то есть произношение твердого «г» перед «о», что, вероятно, послужило причиной появления их названия — «горюны». Ковуи известны как воины конных отрядов на службе черниговских князей. В частности, в летописном рассказе о походе князя Игоря Святославича на половцев предводителем ковуев назван Ольстин Алексич, боярин черниговского князя Ярослава Всеволодовича. Наиболее доказанным является мнение, что горюны представляют собой автохтонное население Сумского Полесья, их предки проживали на данной территории ещё во времена Киевской Руси.

По мнению известного советского языковеда П. А. Расторгуева, горюны (литвины) разговаривают на особом диалекте белорусского языка — «северско-белорусском», который содержит в себе основные черты говора северян и благодаря своеобразному произношению букв «о» и «е» похож на язык белорусов Гомельщины.

По мнению же североамериканского исследователя Джеймса Ольсона, горюны являются украинизированной группой полехов или «русскими переселенцами, смешавшимися с местными белорусами и литовцами».

Исследователь Фёдор Климчук считает, что горюны являются потомками местных северян и, возможно, также радимичей.

Есть такое упоминание о Курских Горюнах (Курская губернія, 1850):

В Путивльском уезде поныне находятся жители, выходцы литовские, носящие название Горюны, от того, говорят коренные русские, что горе и нужда заставила их предков пересилиться из скудного края в хлебородные губернии России. И так из всего выше описанного можно вывести, что первоначальное заселение Курского края около X века состояло из Вятичей и Северян, потом к ним постепенно присоединились литовские выходцы, малороссы, однодворцы и малая часть цыган.

У горюнов сохраняется субэтническая идентификация, и на бытовом уровне они отличают себя как от русских, так и от украинцев.

У горюнов сохраняются уникальные черты полифонического пения.