Капотирование

Капотирование, капотаж, капот (фр. capotage) — аварийное опрокидывание самолёта на переднюю часть («нос») или переворачивание вверх шасси, на «спину», через «нос».

Капотирование может возникнуть при резком торможении или наезде передних колёс самолёта на препятствие либо застревании в грунте, возможно при близком расположении центра тяжести к относительно высокой стойке шасси.

Сильно вынесенное вперёд шасси даёт грубые толчки при посадке на скорости, вредно отзывающиеся на самолёте: при высоко расположенном центре тяжести самолёт, обладающий таким шасси, делается весьма неустойчивым вследствие могущего произойти резкого поворота при разбеге, что может вызвать даже капотаж при взлёте; отодвинутое слишком назад шасси создаёт опасность капотирования самолёта при посадке.

Виноградов И. Н. Конструкция и расчёты самолёта на прочность / под ред. проф. В. П. Ветчинкина. — М.—Л.: ОНТИ НКТП СССР, 1935.

Капотирование характерно для лёгких, одномоторных винтовых самолётов, однако и современные крупные реактивные самолёты могут капотировать при посадке с повреждённым шасси или на недостаточно твёрдую поверхность. Капотирование происходит, когда момент действующей на самолёт силы реакции передней опоры при торможении больше момента, создаваемого силой тяжести относительно этой же опоры.