Тибетский автономный район

Тибетский автономный район (тиб. བོད་རང་སྐྱོང་ལྗོངས་; Bod-rang-skyong-ljongs; Бё ранг кьёнг джонг кит. упр. 西藏自治区, пиньинь Xīzàng Zìzhìqū или Сицзан; ТАР) — автономный район на западе КНР.

Расположен на части территории древнего Тибетского государства. Административный центр и крупнейший город — Лхаса (Ласа). Согласно переписи 2020 года в Тибете проживало 3,648 млн человек.

География

Тибетский автономный район (Сицзан) занимает площадь 1 178 441 км² (3-е место среди административно-территориальных образований КНР) и расположен на Тибетском нагорье, в самом высокогорном регионе Земли. На юге ТАР находятся склоны Гималайской горной системы, а на границе с Непалом — гора Эверест.

Тибетский автономный район граничит с китайскими провинциями Юньнань, Цинхай, Сычуань, Синьцзян-Уйгурским автономным районом, Индией, Кашмиром, Непалом, Бутаном.

История

Части китайской армии быстро сломили сопротивление тибетской национальной армии, вошли в Лхасу в октябре 1950 года. В 1951 году тибетцам была обещана политическая и религиозная автономия. В 1965 году был основан Тибетский автономный район. Вскоре началась китайская колонизация района, китайский язык был введён в качестве официального, началась борьба с религией и установление той же социально-экономической системы, которая была установлена на остальной территории КНР.

В 1959 году произошло восстание тибетцев, спровоцированное слухами о готовящемся захвате Далай-ламы, после подавления которого он вынужден был бежать в Индию. В 2007 году китайский госкомитет по делам религий, в нарушение религиозных канонов, постановил, что перерождения «живых Будд», не санкционированных компартией, будут считаться незаконными.

В 2000-х гг. в Тибетский автономный район направляются большие инвестиции центрального правительства КНР, призванные поднять экономический уровень региона и сильнее привязать его экономически к Китаю.

Весной 2008 года начались массовые протесты населения с требованием независимости Тибета. 19 января 2009 года на 2-й сессии Собрания народных представителей Тибетского автономного района 9-го созыва был учреждён новый праздник — «День освобождения тибетцев от крепостного рабства». 14 марта 2011 года Далай-лама отказался от статуса политического руководителя Тибета и заявил, что отныне будет лишь духовным лидером тибетского народа.

Население

Административное устройство

В административном отношении ТАР делится на 6 городских округов и 1 обычный округ.

Политика

Вооружённые силы

В Лхасе расположен штаб Тибетского военного района Западного военного округа; в Шигадзе — штаб 52-й горной общевойсковой бригады; в Ньингчи — штаб 53-й горной общевойсковой бригады. Во всех округах Тибета расквартированы части Народной вооружённой милиции.

Экономика

Основная часть тибетцев занята в сельском хозяйстве и в негосударственных секторах экономики. Развито кустарное производство, животноводство, традиционная медицина. Главный земледельческий район ТАР — долина реки Брахмапутра. Большая часть сельскохозяйственной продукции поступает на внутренний рынок. Лишь часть продукции животноводства (кожи, изделия из шерсти и пр.) экспортируется за пределы Тибета.

В 2007—2008 годах наблюдались рекордные темпы роста экономики (12 %). Этому способствовали высокие урожаи, а также увеличение в мире спроса на продукцию традиционной тибетской медицины, в которой используются редкие растения, произрастающие в условиях уникального тибетского климата. Разведаны значительные запасы полезных ископаемых (каменный уголь, нефть, калийная соль и многие редкоземельные элементы), однако их месторождения практически не разрабатываются. Инфраструктура остаётся слабо развитой, но китайские власти вкладывают значительные средства в строительство железных и автомобильных дорог, аэропортов и трубопроводов.

По итогам 2020 года валовой региональный продукт Тибетского автономного района вырос на 7,8 % по сравнению с 2019 годом и превысил 190 млрд юаней (около 29,2 млрд долл. США). Располагаемый доход на душу населения в городах и сёлах Тибета вырос в 2020 году на 10 % и 12,7 % соответственно.

За период с января по сентябрь 2021 года ВРП Тибета составил 144,04 млрд юаней (около 22,5 млрд долл. США), увеличившись на 7,2 % в годовом исчислении. Добавленная стоимость, созданная крупными промышленными предприятиями Тибета за указанный период, выросла на 13,8 % и на 21,9 % по сравнению с показателями за аналогичный период 2020 и 2019 годов.

Сельское хозяйство

В Тибетском автономном районе развиты пастбищное животноводство (разведение яков) и тепличное овощеводство (специальные сорта редьки, картофеля, кабачков, помидоров, огурцов, капусты, устойчивые к суровому местному климату). Строятся теплицы, оборудованные солнечными панелями и ветрогенераторами. В 2019 году посевная площадь под овощи достигла в Тибете 25,74 тыс. га, а объём производства составил 970 тыс. тонн.

Ежегодно в Тибете собирают более 1 млн тонн зерновых. По итогам 2020 года в автономном районе объём производства голозерного ячменя составил 795 тыс. тонн (площадь посадки ячменя достигла 138,7 тыс. га), овощей — 843,4 тыс. тонн, мяса и молока — 769,6 тыс. тонн. Из ячменя в Тибете производят пиво, печенье и уксус.

Туризм

В первом полугодии 2021 года Тибет посетило 17,58 млн туристов (+ 110,9 % в годовом исчислении), доходы от туризма выросли на 138,1 % и составили 17,95 млрд юаней (около 2,8 млрд долл. США).

За первые три квартала 2021 года Тибет принял 36,89 млн туристов, включая как совершавших поездки в рамках внутреннего туризма, как и приехавших из-за рубежа. Данный показатель был на 15,2 % больше, чем за тот же период 2020 года. При этом доходы от туризма с января по сентябрь 2021 года выросли на 26,6 % в годовом выражении и составили 42,4 млрд юаней.

Энергетика

В период 13-й пятилетки (2016—2020 гг.) в ТАР было построено и введено в эксплуатацию несколько электростанций, что сократило дефицит электроэнергии в весенний и зимний периоды в Тибете, а также содействовало поставкам электричества за пределы района. В 2015 году Тибет впервые экспортировал электричество в соседнюю провинцию Цинхай, в 2018 году начались поставки в Ганьсу и Шэньси, а в 2020 году — в Пекин и Шанхай. За период с 2015 года по конец лета 2021 года из Тибета в другие регионы страны было поставлено около 9 млрд кВт/ч электричества.

Внешняя торговля

За первые восемь месяцев 2021 года внешнеторговый оборот Тибетского автономного района вырос на 125,07 % в годовом исчислении и составил 2,36 млрд юаней (около 365 млн долл. США). В частности, экспорт региона вырос на 64,76 % до 1,17 млрд юаней, а импорт — на 252,12 % до 1,19 млрд юаней. Крупнейшими внешнеторговыми партнёрами Тибета являются Непал и ФРГ.

Благосостояние

По состоянию на 2021 год по уровню зарплат в государственном секторе Тибет находился на третьем месте в стране, уступая лишь Пекину и Шанхаю.

Транспорт

По состоянию на январь 2021 года протяжённость введенных в эксплуатацию автодорог в Тибетском автономном районе составляла более 117 тыс. км, что на 50 % больше, чем в конце 2015 года. Общая длина железных дорог в Тибете на конец 2020 года достигла 954 км. Кроме того, по итогам 2020 года в Тибете работало 130 авиалиний, а пассажиропоток тибетских аэропортов составил 5,18 млн человек.

Автомобильный транспорт

Главными автомагистралями Тибета являются Годао 109 (Пекин — Ланьчжоу — Лхаса), Годао 214 (Синин — Чамдо — Цзинхун), Годао 219 (Каргалык — Лхаса), Годао 317 (Чэнду — Сэни), Годао 318 (Шанхай — Ньялам — Катманду) и Годао 345 (Цидун — Сэни).

Железнодорожный транспорт

Основными железнодорожными линиями Тибета являются Цинхай-Тибетская железная дорога (2006) и Железная дорога Лхаса — Шигадзе (2014). Имеется 435-километровая скоростная электрофицированная железная дорога Лхаса — Шаньнань — Ньингчи (2021). Строится Сычуань-Тибетская железная дорога, которая соединит Чэнду и Лхасу.

Авиатранспорт

  • Аэропорт Лхаса Гонггар (Шаньнань)
  • Аэропорт Мира Шигадзе (Шигадзе)
  • Аэропорт Бамда (Чамдо)
  • Аэропорт Ньингчи Мэнлинг (Ньингчи)
  • Аэропорт Нгари Гунса (Нгари)

В аэропорту Лхаса Гонггар базируется авиакомпания Tibet Airlines.

В 2020 году тибетские аэропорты обслужили 5,18 млн пассажиров. По состоянию на 2021 год в Тибете действовало 130 авиамаршрутов, которые связывали регион с 61 городом. Планируется построить три новых аэропорта в уездах Лхюндзе, Тингри и Буранг.

Водный транспорт

В тёплый период года по реке Брахмапутра и некоторым озёрам (в том числе Ямджо-Юмцо и Мапам-Юмцо) осуществляется судоходство на небольших моторных лодках и катерах.

Культура

В Тибетском автономном районе выходит ряд газет и журналов. Крупнейшая из газет — «Сицзан жибао».

Наука и образование

В Лхасе ведётся строительство крупнейшего в мире оптического телескопа.