НАВТЕКС

НАВТЕКС (англ. NAVTEX — «NAVigational TEleX») международная автоматизированная система оповещения. В судоходной навигации служит для приема навигационной и метеорологической информации безопасности (англ. Maritime Safety Information) и служит компонентом «Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности» (ГМССБ) Международной морской организации в соответствии с конвенцией СОЛАС-74/88. Информация распространяется в текстовом режиме (режим узкополосного буквопечатания, УБПЧ) в СВ-диапазоне на частоте 518 кГц (на английском языке), в других странах (кроме США), в дополнение к этой частоте может использоваться частота 490 кГц для передачи сообщений на национальных языках (в том числе на русском). В районе Суэцкого канала из-за сложных метеоусловий (близость пустынь Египта и Аравийского полуострова, которые формируют пылевые завесы, сложные для преодоления на частоте 518 кГц) используется дублирующая частота 4209,5 кГц.

Станции и районы предупреждения (NAVAREA)

Поверхность земного шара поделена на 21 район NAVAREA (от англ. Navigational Area) . Каждой станции в районе предупреждения присвоена буква латинского алфавита от A до Z (в северном полушарии с севера на юг). Вещание станций в одном районе предупреждения ведётся последовательно, согласно расписанию. Дальность вещания станции составляет 200—600 морских миль. Всего насчитывается 153 действующих станций. Из них 10 расположены в России, две станции действуют на Украине (Черное море — Одесса, Азовское море — Бердянск) и одна в Эстонии (Таллин).

Сортировка станций осуществляется как автоматически так и вручную.

Виды сообщений

  • A — Навигационное предупреждение
  • B — Метеорологическое предупреждение
  • C — Ледовая сводка
  • D — Аварийно-спасательное сообщение, случай пиратства
  • E — Метеорологический прогноз
  • F — Информация для лоцманов
  • G — сообщение системы Decca
  • H — сообщение системы LORAN
  • I — сообщение системы Omega
  • J — Статус спутников GPS и ГЛОНАСС
  • K — Дополнение к «J»
  • L — Сообщение о потере буровых платформ
  • V — Подробное навигационное предупреждение анонсированное через A
  • W X Y — Тестовый режим
  • Z — Предупреждение отсутствует

Структура сообщения

Структура сообщения может отличаться от нижеприведённого примера, кроме стартового и заключительного кодов. Заключительный код может содержать также группу NNN это говорит о том, что принятое сообщение содержит слишком много ошибок (более 4 %) и в следующий раз будет принято повторно.

Прогноз погоды

Техника

Сообщения NAVTEX передаются наземными станциями в режиме FEC (англ. Forward Error Correction).

Принимающая станция состоит из активной антенны и приёмника с устройством вывода информации. Обычно применяются приёмники с дисплеем и встроенным печатным устройством с использованием термобумаги. В последнее время получили распространение более дешевые терминалы с жидкокристаллическим дисплеем, оснащённые разъёмом RS-232, или же антенны подключаемые через USB к персональному компьютеру с соответствующим программным обеспечением.

С помощью бытового радиоприёмника и программы NAVTEX Decoder возможен приём NAVTEX-сообщений без терминалов.