10-я смешанная авиационная дивизия

16.03.2022

10-я смешанная авиационная дивизия (10-я сад) — воинское соединение Вооружённых Сил СССР в Великой Отечественной войне.

История

Дивизия сформирована в августе 1940 года в Западном Особом ВО. На 22 июня 1941 года управление дивизии базировалось в Кобрине, полки базировались на аэродромах Кобрин, Пинск, Пружаны, Стригово. В дивизии насчитывалось 248 самолётов типов Пе-2, Як-1, И-16, И-15, И-153, СБ, из них 19 неисправных.

В составе действующей армии с 22 июня 1941 по 17 октября 1941 и с 25 декабря 1941 по 27 января 1942 года.

Дивизия базировалась на приграничных аэродромах, которые попали под главный удар 2-й танковой группы, и что ещё более важно, на этом направлении были сконцентрированы главные силы люфтваффе. Полки, входящие в состав дивизии, утром 22 июня 1941 года подверглись нескольким ударам с воздуха. В результате этих ударов по разным оценкам понесли потери от полного уничтожения материальной части до очень больших (три четверти самолётов). В источниках советского времени называется цифра в 180 самолётов, потерянных за один день. Из оперативной сводки штаба 4-й армии следует, что «…10-я смешанная авиационная дивизия 22.6.41 г. понесла громадные потери (почти целиком уничтожены оба истребительные и штурмовой авиационные полки) в первой половине дня и участия в боевых действиях не принимала…». Тем не менее, из воспоминаний командира дивизии следует, что 22 июня 1941 года в воздух поднимались и бомбардировщики, и истребители из состава полков дивизии. Уже 23 июня 1941 года управление дивизии было отведено в тыл, где во второй половине июля 1941 года поступило в распоряжение Фронта резервных армий.

Объединив под своим началом новые полки, дивизия действует на западном направлении, включая участие в Ельнинской операции сентября 1941 года. С октября 1941 года действует в составе 43-й армии.

С 24 ноября 1941 года в составе группы генерала Петрова наносила удары по аэродромам и вражеским войскам в районах Клина, Яхромы, Солнечногорска, до 10 декабря 1941 года совершила 358 самолётовылетов, потеряв 10 самолётов.

Осенью и зимой 1941—1942 года базируется в Калужской области, в декабре вошла в состав авиагруппы генерал-майора Николаенко, которая действовала в интересах пробившегося в тыл к противнику 1-го гвардейского кавалерийского корпуса. В январе 1942 года прикрывает аэродром Перемышль, где были сконцентрированы самолёты для доставки в тыл Вяземского десанта.

27 января 1942 года управление дивизии обращено на формирование Управления ВВС 50-й армии.

Состав

На 22.06.1941 года

33-й истребительный авиационный полк — Пружаны

39-й скоростной бомбардировочный авиационный полк — Пинск

74-й штурмовой авиационный полк — Малые Зводы

123-й истребительный авиационный полк — Именин, Стригово


В разное время

  • 33-й истребительный авиационный полк (И-16) (1940 — 26.06.1941)
  • 39-й бомбардировочный авиационный полк (СБ, Пе-2) (1940 — 28.06.1941)
  • 74-й штурмовой авиационный полк (И-153, И-15бис) (1940 — 27.06.1941)
  • 123-й истребительный авиационный полк (И-153, Як-1) (1940 — 01.07.1941)
  • 161-й истребительный авиационный полк (21.09.1941 — 08.10.1941)
  • 165-й истребительный авиационный полк (21.09.1941 — 05.10.1941, 02.11.1941 — 22.11.1941)
  • 168-й истребительный авиационный полк (29.11.1941 — 16.01.1942)
  • 239-й истребительный авиационный полк (22.07.1941 — 04.10.1941)
  • 503-й штурмовой авиационный полк (30.10.1941 - 30.12.1941)
  • 511-й бомбардировочный авиационный полк (ноябрь 1941 — 16.01.1942)

Подчинение

Командиры

  • Белов, Николай Георгиевич, полковник (22.06.1941 — 10.1941)
  • Федульев Семён Иванович, полковник (с октября 1941)