Триумф святого Георгия (картина Карпаччо)

28.04.2022

Триумф святого Георгия (итал. Trionfo di san Giorgio) — картина венецианского художника Витторе Карпаччо. Хранится в Венеции, в Скуоле ди Сан-Джорджо дельи Скьявони.

История создания

Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони («Schiavoni» на венецианском диалекте означает «славяне») была основана в 1451 году выходцами из Далмации, в основном моряками и ремесленниками славянского происхождения. В 1502 году Витторе Карпаччо получил от Скуолы заказ на несколько картин для украшения зала собраний братства — Альберго (итал. Albergo). В том же году он создал два полотна на евангельские сюжеты, а затем приступил к созданию семи картин, посвященных житию святых покровителей братства — Георгия, Трифона и Иеронима, которые он закончил приблизительно к 1507 году. Святому Георгию посвящены три работы: «Битва святого Георгия с драконом», «Триумф святого Георгия» и «Крещение селенитов». В середине XVI века после реконструкции здания полотна Карпаччо были перемещены из зала Альберго на втором этаже в часовню на первом.

Сюжет и описание картины

Вероятно, Карпаччо почерпнул детали сюжета из популярного в его эпоху сборника преданий — «Золотой легенды» Иакова Ворагинского. Согласно легенде, вблизи ливийского города Силена поселился ужасный дракон, который поражал жителей своим смертоносным дыханием. Чтобы задобрить его, горожанам приходилось ежедневно приносить ему в жертву овец и людей. В тот день, когда жребий идти к дракону выпал дочери местного царя, её увидал римский воин, Святой Георгий. Он вступил в бой с драконом и поразил его копьем. Приведя раненого дракона в город, Георгий предложил жителям принять крещение, а затем зарубил дракона мечом.

Эрхард Ройвих. Вид Иерусалима. 1490. Деталь. Храмовая гора и мечеть Куббат ас-Сахра

На полотне запечатлён момент, когда Георгий привел раненного дракона в город и уже занес над ним меч, чтобы нанести последний удар. Слева и справа сцену обрамляют горожане в цветастых экзотических нарядах с лошадьми в роскошной сбруе. Постройки на заднем плане воплощают представления Карпаччо о восточной архитектуре. В то же время они несут на себе отпечаток венецианского стиля. Большое центрическое здание с куполом напоминает иерусалимскую мечеть Куббат ас-Сахра, которую Карпаччо мог видеть на гравюрах Эрхарда Ройвиха.