Арнштам, Александр Мартынович

01.06.2022

Александр Мартынович Арнштам (1880—1969) — российский, советский, немецкий, французский художник, график, иллюстратор, сценограф, художник кино.

Биография

Александр Арнштам родился 9 апреля 1880 года в Москве на Петровке. Был четвёртым ребёнком в семье владельца текстильных мануфактур и модного магазина. С детства занимался музыкой — брал уроки фортепьяно у Давида Шора, скрипки — у Алексея Яньшинова и, затем, у Николая Соколовского. Окончил одну из лучших школ Москвы — частную гимназию Креймана, находившуюся на Петровке, 25 недалеко от дома его родителей.

В 1901 году окончил философский факультет Университета Фридриха Вильгельма в Берлине. В 1907 году получил второе высшее образование, окончив юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, посещал мастерскую художника Константина Юона на Арбате.

В шестнадцатилетнем возрасте познакомился на Рижском взморье с дочерью петербургского коммерсанта Розой Мордухович, ставшей впоследствии его женой. В своём петербургском доме Мордухович устраивала литературные вечера. На них в 1905 году появился сатирический журнал «Сигнал», главным редактором которого стал Корней Чуковский. В этом журнале впервые были опубликованы рисунки Александра Арнштама («…Я посылал их с радостью, печалясь, что нахожусь не рядом»).

Александр Арнштам. У вокзала. Швейцария. 1907

В начале осени 1905 года в Швейцарии прошла свадьба Александра Арнштама и Розы Мордухович, после которой они поселились в Париже. Арнштам в это время учился в академии Гранд-Шомьер у Люсьена Симона и Жоржа Девальера. Из-за болезни Розы семья затем переехала в Швейцарию, где в Лозанне в 1907 году родился их первый ребёнок Жорж.

В 1907 году Александр Арнштам с женой и ребёнком вернулся в Россию и поселился в Санкт-Петербурге. Оформив обложку номера журнала «Золотое руно», посвящённого Евгению Лансере, Арнштам начал работать в книжной графике. Постепенно он расширил сферу своих профессиональных интересов и стал заниматься театром и живописью. В русле своих театральных интересов в 1913—1914 годах Арнштам писал критические статьи для газеты «Театр и жизнь». В 1914 году выполнил декорации к оперетте «Уличная графиня», поставленной Константином Грековым в частном Театре Незлобина. В 1915—1917 годах участвовал в различных выставках, в том числе в выставках «Мира искусства».

Отдыхая в 1914 году в Финляндии в Куоккале, Александр Арнштам нарисовал по просьбе Корнея Чуковского обложку для его рукописного альманаха «Чукоккала». В 1916 году художник выпустил «Наш журнал» с текстами и рисунками детей — своих и детей своих знакомых (Бенуа, Серебряковых, Добужинских, Рерихов, Городецких). В 1916 году Арнштам оформил книгу Всеволода Дмитриева «Валентин Серов» — первую из серии «Библиотека иллюстрированных монографий». В 1919 году иллюстрировал книгу Андрея Левинсона «Старый и новый балет».

Александр Арнштам. Книжный знак Центральной библиотеки 1-го Городского района Петрограда. 1919

Отношение Александра Арнштама к Февральской революции осталось неизвестным. Октябрьский переворот он встретил настороженно, но тем не менее был приглашён работать в редколлегию Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпроса РСФСР) и заведовать художественным отделом «Свободного журнала» (1917—1918). Художник начал работать с Госиздатом и получил много заказов. Арнштам участвовал в массовом издании литературной классики и иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Алексея Кольцова и других писателей. Одновременно с этим Александр Арнштам был назначен директором художественной школы для молодёжи и рабочих.

В конце 1919 года Александр Арнштам был арестован ЧК по делу работников петроградской конторы Центросоюза («процесс экономической контрреволюции») и, несмотря на заступничество Максима Горького и Анатолия Луначарского, провёл в тюрьмах Петрограда и Москвы девять месяцев. Находясь в тюрьме, оформил по заказу Госиздата революционную «Азбуку» (в 1922 году «Азбука» экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции под вывеской «8 иллюстраций к книге „Народная азбука“»). О своём пребывании в тюрьме написал: «человеческая жизнь стоила столько же сколько мыльный пузырь… или ещё меньше». После Бутырской тюрьмы был отправлен в Покровский (или Семёновский) концлагерь (специализированная тюрьма ВЧК) в Москве и, после снятия обвинения, был освобождён.

После освобождения Арнштам был назначен художественным консультантом московского отделения Госиздата и приглашён к сотрудничеству с журналом «Красноармеец». В литературной секции Госиздата отвечал за художественное оформление сочинений Пушкина, готовя издания его произведений с иллюстрациями русских художников и оформляя обложки.

22 ноября 1921 года Арнштам вместе с семьёй эмигрировал в Берлин, о чём говорил с сожалением: «Для меня этот отъезд был событием мрачным, тоскливым, непоправимым». Продолжил работать как иллюстратор книг с издательствами «Геликон», «Огоньки», «Слово», «Театр», «Русское универсальное издательство» и др. В 1922 году совместно с Евгением Грюнбергом основал издательство Academia, в котором заведовал художественной частью. В этом издательстве последовательно подготовил книги со своим графическим оформлением: «Московия ХVII-го века» Георгия Лукомского, «Алхимия театра» Самуила Вермеля, «Театр как таковой» Николая Евреинова. Не прерывая до середины 1920-х годов связей с ленинградским отделением Госиздата, продолжал работать над отдельными томами «Жана-Кристофа» Ромена Роллана.

В Берлине Арнштам занимался частным преподаванием; самые известные его ученики — Тото Познер и Олег Цингер. Также занимался сценографией — оформлял спектакли Ж. Альтмана и создавал костюмы для балетов Самуила Вермеля. Поддерживал связи с режиссёром Николаем Евреиновым, актёрами Г. Серовым и Акимом Тамировым, писателями Виктором Ирецким, Осипом Дымовым, Алексеем Ремизовым и Виктором Шкловским.

В 1922 году Александр Арнштам экспонировал свои работы на 1-й выставке русского искусства в галерее Ван Димена. После отъезда Николая Минского в Лондон Арнштам был избран председателем Дома искусств. В 1923 году Арнштам участвовал в создании Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих. В Берлине художник создал большое количество женских портретов и портретов людей творческих профессий. Критика находила в портретах «господина профессора А.» «изысканный штрих». С 1928 года Арнштам начал работать в кинематографе в различном качестве с различными компаниями — UFA, Terra Films, Gottschalk Films и др. В частности, он выступил художественным консультантом самого коммерчески успешного фильма Германии 1929 года «Восхитительная ложь Нины Петровны».

В 1933 году, восприняв национал-социализм как реальную угрозу себе и своей семье, Александр Арнштам вновь эмигрировал — во Францию и поселился в Париже, где уже жил и работал его старший сын Жорж. Начав всё сначала, он длительное время перебивался мелкими заказами для кинорекламы, пока наконец в 1938 году не получил приглашение вместе с Ги де Гастайном оформить фильм «Катя» режиссёра Мориса Турнёра. После успешного проката фильма Арнштам начал получать заказы на рекламу от кинофирм Films-Éclair-Journal, Redon, Franco-London-Films, Gay-Lussac и др. В оккупированном немцами Париже он оставался с женой до 1943 года и рисовал программки для концертного зала Плейель, а затем снова бежал от нацистов на юг Франции. До конца Второй мировой войны жил в Вильреале, где писал пейзажи и жанровые сцены, в том числе из русской жизни.

После войны Арнштам поселился в Монморанси близ Парижа. Периодически работал над фильмами, делал киноафиши. В 1953 году в студии Vendôme инсценировал пьесу шведского писателя Юхана Хеннинга Бергера «Потоп». В конце 1950-х годов оформлял книги Эмиля Золя из цикла «Ругон-Маккары» в серии Livre de poche (карманные издания), заказы на которые ему передавал сын Кирилл. После смерти жены в 1956 году Арнштам переехал к сыну Кириллу в Пале-Руаяль. Там он начал делать книгу о Пале-Руаяле и его «прославленных обитателях». Книга должна была состоять из фотографий, его собственных рисунков и текстов об этом месте. Жан Кокто сделал для этой книги фронтиспис и написал вступление, но проект оказался для издателей слишком дорогим и не состоялся.

Последним осуществлённым крупным проектом Александра Арнштама стал балет по роману Эмиля Золя «Нана», музыку к которому написал Анри Томази. Несколько лет Арнштам работал над сценарием, декорациями и костюмами к спектаклю. Премьера балета состоялась 14 декабря 1962 года в Страсбурге.

Умер 6 октября 1969 года.

Семья

Жена — Роза Мордухович (?—1956). Их дети:

  • Жорж (Георгий Александрович) Арнштам (1907—1993) — французский монтажёр кино
  • Игорь Александрович Арнштам (1911—1993) — французский художник
  • Кирилл Александрович Арнштам (1919—2020) — французский художник

Библиография

Автор
  • Александр Арнштам. 1880—1969: Ретроспектива: [альбом] / Государственный Русский музей, Центр социологии искусства; [Авторы статьи: Михаил Герман и др.]. — СПб.: Государственный Русский музей, Центр социологии искусства, 2000. — 47 с.
  • Арнштам А. М. Воспоминания / Вступительное слово М. Германа // Нева. — 2006. — № 2. — С. 172—192.
  • Арнштам Александр. Воспоминания: Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Париж / Перевод с французского М. Ю. Германа. — СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. — 160 с. — ISBN 978-5-87991-097-1.
  • Александр Арнштам. Вкус времени. Жизнь. Искусство. Творческие параллели. 1880—1969 / Составитель и ответственный редактор: Ю. С. Гудович; Вступительные статьи: М. Л. Магидович, М. Ю. Герман, А. В. Толстой. — М.: Русский путь, Вифсаида, 2015. — 259 с. — ISBN 978-5-990348-04-2.
Художник-иллюстратор
  • Анненский Иннокентий. Кипарисовый ларец: Вторая книга стихов (посмертная) / Обложка А. Арнштама. — М.: Гриф, 1910. — 104 с.
  • Волошин Максимилиан. Стихотворения. 1900—1910 / Обложка А. Арнштама; Фронтиспис и рисунки в тексте К. Ф. Богаевского. — М.: Гриф, 1910. — 124 с.
  • Гамаюн: Литературный сборник в пользу пострадавших от землетрясения в Семиреченской области / Обложка работы художника А. Арнштама. — СПб.: Общество помощи учащимся в Санкт-Петербурге туркестанцам, 1911. — 334 с.
  • Бибик А. К широкой дороге: (Игнат из Новоселовки): Роман / С предисловием В. Львова-Рогачевского; Обложка работы художника А. Арнштама. — СПб.: тип. М. Пивоварский и А. Типограф, 1914. — 280 с.
  • Дмитриев В. Валентин Серов / Оформление А. Арнштама. — [Пг.]: Свободное искусство, [1916]. — 64 с. — (Свободное искусство. Библиотека иллюстрированных монографий. Выпуск 1).
  • Набоков В. Д. Из воюющей Англии: Путевые очерки / Обложка, заглавные буквы и украшения исполнены А. Арнштамом. — Пг.: Художественно-графическое заведение «Унион», 1916. — 129 с.
  • Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах / Обложка: А. Арнштам; Вступительная статья: «Евгений Онегин». М. Л. Гофман. — Пб.: Государственное издательство, 1919. — 318 с. — (Народная библиотека).
  • Московский альманах / Предисловие А. Белого; Рисунок обложки Александра Арнштама. — Берлин: Огоньки, 1922. — 221 с.
  • Гр. А. Н. Толстой. Горький цвет: Пьесы / Рисунок обложки Александра Арнштама; Портрет автора рисунок С. Залшупина. — Берлин: Русское универсальное издательство, 1922. — 231 с.
  • Цветаева Марина. Стихи к Блоку / Рисунок обложки и орнаментация Александра Арнштама. — Берлин: Огоньки, 1922. — 47 с.
  • Эренбург Илья. Опустошающая любовь / Рисунок обложки Ал. Арнштам. — [Берлин]: Огоньки, 1922. — 46 с.
  • Вермель С. С. Алхимия театра / Обложка и орнаментация работы А. Арнштама. — Берлин: Academia, 1923. — 47 с.
  • Евреинов Н. Театр как таковой / Рисунки А. Арнштама; Под редакцией профессора В. Н. Ракинта. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Берлин: Academia, 1923. — 120 с.
  • Потапенко Наталия. Танька: Роман / Савватий / Рисунок обложки Александра Арнштама. — Берлин: Огоньки, 1923. — 124 с.
  • Гр. А. Н. Толстой. Утоли моя печали [и другие рассказы] / Обложка работы Александра Арнштама. — Берлин: Огоньки, 1922. — 154 с.

Фильмография