Чиназ

Чиназ (узб. Chinoz, Чиноз) — город (с 1972 года), центр Чиназского района Ташкентской области Узбекистана.

В городе расположена железнодорожная станция, находящаяся в 63 км юго-западнее Ташкента. Через Чиназ проходит магистральная автомобильная дорога M-39 Ташкент—Термез.

Расположен на слиянии рек Чирчик и Сырдарья и известен как рыбный город. Узбеки представляют основную часть национального состава. Промышленные предприятия города: хлопкоочистительный завод; комбинаты стройматериалов и конструкций, нерудных материалов. В народе ходят два названия города: «Русский» и «Узбекский» Чиназ, соответствующие современной и старой дореволюционной части города.

Население

История

Раннесредневековый период

Чинанчикет сложился в раннее средневековье и символизировал активизацию торговых связей со степными народами и центром западного Каганата. Не случайно здесь в среднем течении долины Парака на контакте оазиса и степной зоны складывается узел из 6 городов, один из которых, городище Минг-Урюк становится новой столицей владения. Количественный рост городов Чачского оазиса, их топографические распределения обусловлены факторами экономического и социально-политического развития. Самая большая линия городских пунктов вытягивается по берегу Яксарта (Сырдарьи). Среди них важную роль играли города у переправы через Яксарт-Банокет (Шахрухия) и Чинанчикет (Чиназ).

Возникновение укреплённого города здесь относится к VI—VII вв., а расцвет его приходится на XI—XII вв., когда город раскинулся на площади в 40 га. В саманидскую эпоху возросло значение северного пути из Согда в Шаш. Открыта крепость, квадратная в плане, площадью 24 га, прикрывавшая переправу через реку Чирчик к Чиначкету. Руины последнего города лежат на берегу Чирчика в с. Чиназ.

В 1960-х годах в Государственный музей истории АН Узбекистана доставлен клад серебряных монет IX – XI вв. из Чиназа, включающий множество их типов и вариантов из ряда районов Средней Азии, что свидетельствует о развитых торговых связях и в этот период. Общий вес клада составляет 12,5 кг.

Проведённые исследования показали что в период правления Караханидов, короткое время на территории современного Чиназа выпускались дирхемы, но наименование монетного двора передано на них иначе Чинанчикет. Чинанчикетом этот город называют и рукописные источники.

Чиназ в средние века являлся городом где останавливались караваны перед переправой на другой берег Сырдарьи, также он служил местом торгового обмена и как ремесленный центр, В Чиначкете прежнем названии Чиназа сосредотачивались военные гарнизоны.

Вот как описывает Чиначкет Ю.Ф. Буряков в своей книге "ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА ТАШКЕНТСКОГО ОАЗИСА ПОРЫ РАННЕГО ФЕОДАЛИЗМА: "Города здесь вырастают и как пункты переправ и остановок караванов, торгового обмена, и как ремесленные центры и средоточие гарнизонов. Это Чиначкет, Данфегакет, Банункет, мадина Чач, Нуджкет, Джабгукет, Хатункет. Все эти особенности запечатлены и в топографии и в структуре городов. Наряду с крепостями (Нуджкет, Джабгукет, Кухисим), формируются типичные средневековые города с цитаделью, шахристаном, развивающимся ремесленным предместьем (мадина Чача, Тункет, Туккет, Данфеганкет), города с обширными площадями для пригоняемого из степи скота и местами остановки кочевников (Чиначкет), слабо развитые предгорные пункты обмена (Фарнкет, Ардаланкет)

Период завоевания царской Россией

Поселок Новый Чиназ был основан 4 апреля 1866 года исполняющим должность военного губернатора Туркестанской области генерал майором Романовским.

Рапорт о возведении укрепления "И. д. военного губернатора Турк. обл. командующему войск. Оренб. окр.; 4 апреля 1866 г. № 370. (Пометка: «получ. 25 апреля 1866 г.»)

Турк. окр. арх. 1666 г. № 30. Шт. Оренб. корп.

Желая воспользоваться настоящим сбором наших войск и не терять удобного для работ времени, я счел полезным перенести укр. Чиназ на другое место, на правый берег Сыр-Дарьи при впадении в последнюю реки Чирчика. К перенесению укрепления меня понудило неудобство расположения старого Чиназа по устройству его верков, недостаток внутри крепости воды и нездоровый воздух, так как с восточной стороны почти вплоть к укреплению примыкают болота, дающие испарения, весьма вредно действующие на здоровье гарнизона, порождая в нем лихорадки и т. п. болезни. Место нового пункта для укрепления важно в том отношении, что с верков его можно свободно обстреливать всю предлежащую местность по правой и левой стороне Дарьи, а также и потому, что под выстрелами укрепления находится единственный на р. Чирчике брод, возможный для переправы во всякое время года. Близость пункта к Дарье представляет хорошую и вполне безопасную стоянку для наших пароходов, что также представляет не мало важности, потому что на протяжении 800 верст по Дарье, начиная от укр. Джулек, пароходы не имеют ни одной безопасной стоянки."

Советский период

После обретения независимости

Известные персоны

  • Ахунова, Турсуной — дважды Герой Социалистического труда, бригадир механизированной бригады хлопкоробов колхоза имени С. М. Кирова.

Флора и фауна

В окрестностях Чиназа до конца XVIII века водились тигры, о чем свидетельствуют заметки историков того времени.

В частности в тексте в книге "Воспоминание" автора В.А. Полторацкого путешествовавшего в 1871 году в данном регионе говорится следующее:

"Надо сказать, что уже во время моего личного пребывания в Туркестане случилось здесь и именно в Чиназе два необыкновенных появления тигра в самом городе. Как в прошлом, так и в нынешнем (1871) году среди белого дня, и что замечательнее всего, оба раза в страстной четверг заскакивали на самую площадь крепости огромные тигры, загнанные потом народом на пустые, кругом каменными стенами ограждённые дворы, где и были убиты штуцерными пулями сбежавшихся по тревоге солдат. Но и здесь победа досталась не без жертв. Прошлогодний тигр, защищая свою жизнь, изуродовал 7 человек, а нынешний — 11, из числа которых большая половина умерла в здешнем госпитале. Чучело из великолепной шкуры последнего тигра, громадного объема и отличной выделки, уже красовалось на нижней террасе генерал-губернаторской дачи и не знаю, как на других, но на меня, когда я увидел её в первый раз, она, т. е. тигра, произвела, — греха таить нечего, — далеко не из самых приятных впечатлений..."